Дидактические игры для детей 7. Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет)

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Виктория Дмитриева

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.

Применяются в образовательной области «Коммуникация».

Способствуют:

обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);

пополнению и расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);

развитию слоговой структуры слова;

развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.

Все игры можно легко выполнить своими руками.

Дидактическая игра "Посчитай- ка"

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.

Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Чего не ста ло"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.



Дидактическая игра "Звуковые ча сы"

Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова

Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.

Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.


Дидактическая игра «Волшебный шк аф»

Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах

Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.

Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.

Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.



Уважаемые читатели, мы приветствуем вас на страничках нашего сайта! Всё развитие и воспитание ребёнка в дошкольные годы проходит через игру. В игровой форме малыш получает разнообразные знания и умения, приобретает необходимые навыки. Для сегодняшней встречи мы подготовили обучающие, или, говоря иначе, дидактические игры для детей 5–6 лет на развитие памяти, логического мышления, воображения и речи. Объединить их мы решили общей темой: «Времена года».

Игры на развитие памяти

Хорошая память и способность сконцентрировать внимание - это те качества, без которых ребёнку будет очень непросто учиться в школе. Развивать память необходимо с самого раннего возраста. Попробуйте поиграть с малышом в одну из наших игр.

Вспомни и нарисуй

Для этой игры вам нужно будет заготовить несколько парных картинок. Картинки в паре должны различаться лишь отсутствием каких-то деталей. Поскольку тема у нас сегодня - «Времена года», то и рисунки будут про осень, зиму, весну и лето.

На зимней картинке, к примеру, не будет морковки у снеговика, шапки у мальчика, одной лыжи у спортсмена. На осенней - зонтика у девочки, шляпки у гриба, стаи птиц в небе.

Предложите малышу вначале внимательно посмотреть полные картинки и запомнить все детали. Затем вручите малышу парные рисунки и попросите дорисовать то, чего не хватает.

Подарки осени

Положите в корзинку несколько шишек, каштанов и желудей, кисть рябины, яблоки, грибы (можно муляжи), листья с различных деревьев.

Скажите малышу: «Посмотри, какую чудесную корзинку прислала нам осень. Давай посмотрим, что в ней лежит».

Рассматриваете вместе с ребёнком содержимое корзинки, просите его пересчитать шишки, жёлуди, яблоки и т. п.

Затем малыш отворачивается, а вы убираете из корзины несколько предметов. Карапуз должен вспомнить, что исчезло, и назвать количество.

Таким же образом можно поиграть в летние, весенние или зимние подарки.

Игры на развитие воображения

Маленькие дети - удивительные фантазёры. Они могут придумать огромный сказочный мир и поселить в нём необычных существ. Развивая воображение малыша, вы даёте стимул его творческому мышлению.

Всё наоборот

Попросите ребёнка представить, что все времена года перепутались. Летом пошёл снег, весной пожелтели листья, осенью прилетели птицы и стали вить гнёзда, зимой расцвели полевые цветы.

Попросите малыша придумать продолжение для этих воображаемых историй. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы. Пусть карапуз попробует нарисовать то, о чём рассказывал.

Музыкальные картинки

Послушайте вместе с малышом прекрасные мелодии П. И. Чайковского из цикла «Времена года»: «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песня», «Декабрь. Святки».

Попросите ребёнка рассказать, что он представляет, когда слушает музыку, нарисуйте вместе с ним картинки. Если карапуз затрудняется с ответом, начните рассказ сами, а малыш пусть добавляет детали.

Игры на логическое мышление

Дидактические игры на логическое мышление помогают ребёнку не только познавать окружающий мир, но и анализировать и систематизировать информацию, делать определённые умозаключения. Воспользуйтесь нашими рекомендациями и поиграйте с малышом.

Одень куклу по погоде

Для игры вам нужна будет кукла и различная кукольная одежда и обувь. Если достаточного количества одёжек нет в наличии, то их можно заменить картинками. Разложите их на столе перед ребёнком.

Предварительно побеседуйте с малышом о временах года и погоде, которая для них характерна. Затем предложите составить из имеющихся вещей гардероб для куклы Маши на каждый сезон.

Зима: тёплые сапожки, меховая шапка, варежки, шуба.

Лето: лёгкие платьица, купальник, панамка.

Осень: резиновые сапоги, плащ, шапочка.

Весна: туфли, легкая курточка, шляпка.

Пусть карапуз не просто раскладывает вещи по погоде, но и придумывает, для чего они могут понадобиться. Например, купальник - для отдыха на море, резиновые сапожки - для прогулки по осеннему лесу, и т. д.

Сложи картинку

Распечатайте четыре картинки, соответствующие разным временам года, и разрежьте каждую из них на 6–8 кусочков. Получившиеся карточки перемешайте.

Загадайте малышу загадки и попросите в виде отгадки собрать нужную картинку.

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?

Когда что понадобится

Когда картинки из предыдущей игры правильно собраны, дайте карапузу новое задание. Разложите перед ним нарисованные или настоящие предметы: рукавичку, мячик, корзинку для грибов, веточку с листочками, ёлочную игрушку, песочный набор, жёлтые листья и т. п.

Малыш должен определить, какой предмет к какому времени года относится, и обосновать свой ответ.

Игры на развитие речи

Игры на развитие речи обогащают словарный запас ребёнка, развивают его воображение. Развитию речи способствует чтение сказок, заучивание стихотворений. В 5–6 лет малыш должен уметь составлять небольшие рассказы, используя не только простые, но и сложные предложения.

Цветные фантазии

Приготовьте четыре листа цветного картона: голубой, зелёный, красный, жёлтый и картинки, изображающие осень, зиму, весну и лето. Прочитайте ребёнку замечательные строки русских поэтов. Попросите его подумать и сказать, почему каждое время года ассоциируется с определённым цветом.

А колдунья-зима
Все бормочет в ночи,
Засыпает дома
И ворчит, и ворчит.
Снова нить порвалась,
Снова пух полетел.
И опять началась
Голубая метель…

(А. Решетников)

Идет-гудёт Зелёный Шум*,
Зелёный Шум , весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух, и вода!

(Н. Некрасов)

Вот и лето подоспело -
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком -
Вся нальётся алым соком.
В поле - красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным .

(М. Ивенсен)

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето. Я ему бросаю круг -
Свой венок последний.
Только лето не спасти,
Если день - осенний.

(Г. Новицкая)

Обязательно выучите с малышом стихотворение, соответствующее настоящему времени года.

Придумай больше

В эту игру можно играть где угодно - на прогулке, в транспорте, в очереди к врачу и т. п. Вы называете какое-нибудь словосочетание, а малыш должен придумать как можно больше предложений с ним.

Весеннее солнышко. Весеннее солнышко греет землю. Весеннее солнышко ещё не очень тёплое. Весеннее солнышко светит ярко.

Примеры других словосочетаний: осенний дождик, зимние праздники, летняя жара и т. д.

Что бывает?

Для этого занятия вы можете взять мяч. Встаньте напротив малыша и, бросая ему мячик, задайте вопрос. Ребёнок ловит мячик и, бросая его обратно, отвечает.

Что бывает летом? Жара, мороженое, солнышко, купание на речке, земляника, абрикосы и т. д.

Что бывает зимой? Мороз, ёлка, подарки, санки, лыжи, снежинки и т. д.

Что бывает осенью? Дождик, грибы, листопад, рябина; птицы улетают и т. д.

Старайтесь, чтобы малыш назвал как можно больше слов и словосочетаний, для этого делайте ему подсказки.

Обязательно хвалите ребёнка, если у него всё получается. Если же какое-то задание вызывает затруднение, то не ругайте кроху, а разберитесь, в чём причина, и для начала упростите задачу.

Уважаемые читатели! Надеемся, что игры, которые мы выбрали, понравятся и вам, и вашему карапузу, поскольку они носят развивающий, обучающий и воспитательный характер. Кроме того, дидактические игры:

  • формируют у ребёнка познавательный интерес;
  • прививают усидчивость, собранность;
  • учат малыша соблюдать определённые правила;
  • способствуют его общению со взрослыми.

Заканчивая сегодняшнюю встречу, мы обращаемся к вам, уважаемые посетители сайта, с традиционной просьбой: если наши материалы понравились вам, расскажите о них своим знакомым и друзьям. Мы по-прежнему ждём ваших комментариев.

Желаем вам всего самого доброго! До новых встреч!

Дидактические игры для детей 5-6 лет имеют свои отличия, связанные с возрастными особенностями ребенка этого возраста.

Детям в возрасте пяти лет свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. Расширяется объем знаний, меняется и характер умственной деятельности. Возникают новые формы мышления, анализ становится все более детальным, а синтез все более обощенным и точным. Дети шестого года жизни уже понимают связь между окружающими предметами и явлениями, причины явлений и их особенности.

Отбирая дидактические игры для детей 5-6 лет надо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли.

В играх детей важное место занимает соревнование. Предоставьте ребенку большую свободу в выборе игры и в творческом решении ее задач.

Роль взрослого в играх для детей 5-6 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого, это относится в основном к настольно-печатным играм.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Не ошибись!

Дидактическая задача . Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила. Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия . Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы взрослого с детьми о предметах, которые окружают их в комнате.

Взрослый в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.

А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.

Подойди, Лена, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Лена сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.

А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?

Взрослый подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.

Сейчас, ребята, мы поиграем в игру "Не ошибись!". У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?

Из пластмассы, - отвечают дети.

А на этой корзинке наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы...

Металлические.

А в эту корзинку (на ней наклеена матрешка) - будем складывать предметы...

Деревянные.

В эту корзинку положим все предметы...

Стеклянные.

Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

Считалкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара бубна все подходят к взрослому, поочереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.

Кто подойдет, пусть возьмет!

Дидактическая задача. Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет,качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила.
По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что недавно у них была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. Говорит:

Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в комнате есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик".

Это ножницы, - говорит один ребенок.

Молодец, пойди, принеси и положи на стол.

Отгадайте, что это такое, - продолжает игру следующий участник. - Машина, колеса как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит.

Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

Похож - не похож.

Дидактическая задача.
Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила . Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия
. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по форме, цвету, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить.Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

Чем похожи ложка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего выбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Знаешь ли ты?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровые правила . Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Игровые действия. Подбирать картинки с изображением разных видов спорта.

Ход игры . Взрослый рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняя их знания. Раздав детям картинки, взрослый предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, воланчик, ракетку, лодочку, весла и др. Дети называют их.

А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того, как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

В игре закрепляются знания о видах спорта, о спортивном инвентаре, а также воспитывается интерес к спорту. Игру можно закончить беседой о спортсменах - чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем взрослый предлагает предметы, которые использовались в игре, взять с собой на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

Вершки и корешки.

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте .

По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:"Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

Картотека дидактических игр ТРИЗ и РТВ (подготовительная группа).

Наш детский сад работает с использованием ТРИЗ технологий. Педагоги систематически разрабатывают свои дидактические игры с использованием ТРИЗ технологий.
Хочу представить вам свои разрабтанные игры.

Игра «Построим детский сад»
Цель.

Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным).
Показать зависимость объекта от места проживания.
Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка.
Игра "Части - целое" по теме детский сад.
Цель.

Познакомить детей с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу.
Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми.
Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе.
Предложить придумать совершенно новый детский сад, объясняя как пользоваться методом фокальных объектов.
Например: в детском саду разные группы - стеклянные, колючие, матерчатые... Продумать функции этих групп.
Вопрос: - Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они...?
Часть стены колючая, часть...? Для чего эту стену можно использовать?
Часть потолка, часть пола...? Мебель, пособия...?
Подумать, из чего в группе можно сделать макет такого детского сада для кукол. Использовать ресурсы группы.
Цель.
Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в детском саду, для родителей.
Внести в морфологическую таблицу новый ряд – сотрудники детского сада.
Игра "Зачем?"
Зачем детям - детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Городу - детский сад, дети?
Провести работу по морфологической таблице, определяя возможные изменения, ситуации при определенном выборе карточек.
Усложнение.
Провести сравнительный анализ детских садов для детей и детских садов для животных. Назвать их, рассмотреть иллюстрации: инкубатор, птицеферма, ферма для телят. "Детский сад" у пингвинов, утят.
Сравнить, чему учат в наших детских садах и птицы, звери своих детей.
Вопрос: - Почему учат именно этому?
Фантастическая ситуация: ребенок попал в "детский сад" пингвинов, утят, телят.
Игра «Сказочные герои в детском саду»
Цель.

Познакомить детей с кольцом Луллия.
Учить обобщить явления, не имеющие очевидных связей.
Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
Предложить детям фантастическую ситуацию: все взрослые в детском саду ушли в отпуск, а вместо себя оставили сказочных героев, очень во всем похожих на себя.
Вопрос: - Кто в группе будет воспитатель за...?
Кто будет помощник воспитателя?
Дети называют героев сказок, мультфильмов, которые будут работать в детском саду вместо сотрудников.
Обязательно обсуждение - почему именно этот герой будет вместо взрослых?
Анализ:
Вопрос: - Чем лучше и чем хуже, если в группе будет не воспитатель, а, например, Василиса Прекрасная. Кому лучше, а кому хуже?
Показать детям образец (неполный) кольца Луллия. Предложить сделать себе в группу такой и поиграть с ним.
Изображения на секторах колец дети могут нарисовать, написать или наклеить сами.
1 кольцо - герои сказок.
2 кольцо - сотрудники детского сада.
3 кольцо - помещения детского сада.
Обыграть кольцо, рассматривая каждый вариант – последовательность развития событий, последствия этого изменения для самого героя и его окружающих.
Цель. Учить детей ставить конечную цель, приближаться к ней, планируя последовательность действий.
Закрепить умение пользоваться символической аналогией.
Показать зависимость системы от окружающей среды.
Игра "Слова - напарники"".
Воспитатель называет слово, а дети находят два слова - напарника, которые показывают последовательность действий по теме "Растительный мир".
Например: Сирень - ваза - цветы. Зерно - мука-булка. Посадил - выросло - собрал.
Игра "Цепочка целей".
Какую цель вы ставите перед собой... умываясь,
кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки.
Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности.
Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки...) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д.
Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми.
Показать, что любое действие может вызвать антидействие.
Например: "Копали яму глубоченную -
Получили гору высоченную".
Привести еще несколько примеров аналогичного действия.
Предложить символически "записать" последовательность любого дела, а потом "прочитать" детям.

Игра «Выберем продукты для обеда»
Цель.

Систематизировать продуты животного происхождения.
Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет.

Провести системный анализ пищи животного происхождения. Компонентная схема выстраивается - рисуется символически на большом листе бумаги.
Мясо - животные, птица (яйцо), рыба (икра).
Молочное - свежее молоко: масло, сыр. Кислое молоко: сметана, творог, простокваша.
При затруднении изображения можно использовать картинки или писать.
Назвать множество знакомых блюд, приготовленных их этих продуктов, по ходу раскрывая последовательность приготовления пищи. Обратить внимание на соотношение - больше – меньше.
Прочитать "Повар" О. Григорьева
Повар готовил обед,
И тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То – то был винегрет.
Когда починили свет!
По желанию детей сделать кольцо Луллия или морфтаблицу, объединив растительную и животную пищу создать непривычный предмет.
Цель. Учить, соединяя знакомых животных, придумать кого-либо совершенно неизвестное. Показать, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.
Выстроить животных по размеру: от самого маленького до самого большого.
Найти им аналог в геометрических формах. Обыграть: какое большее, какое меньшее. Сначала на животных, потом на символах.
Например. Часть линии: лиса, волк, медведь, слон.
Вопрос: - Кто больше волка, но меньше слона и т. д.
Тритон - больше слона или меньше?
Обсудить, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.
Можно прочитать "Ворона и кошка" Тима Собакина.
Большая Ворона идет по дорожке.
Ростом Ворона выше, чем Кошка!
С вороной бы Кошка затеяла драку,
если была бы ростом... с собаку.
Используя морфологический анализ, каждый ребенок (или объединяясь по двое - трое) придумать нереальное животное. Придумать ему название. Продумать, как и где оно будет жить, чем питаться.
Цель.
Воспитывать у детей умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, на их основе делать выводы. Показать скрытые ресурсы животных.
Учить детей оценивать как сам процесс, так и результат.
Игра "Экологическое равновесие ".

Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней.
А если вдруг капусты стало много – увеличили количество.
Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут.
Вопрос: - Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д.
Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей.

Игра «Лесная загадка»
Цель.
Учить устанавливать причинно - следственные связи.


Цель. Учить устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.
Закрепить владение приемами фантазирования.
Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции.
Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных.
Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить.
Предварительная работа: Предложить принести фотографии своих родственников, себя и родителей в детстве.
Игра "Я - робот"
Цель.

Закрепить знания о строении, функциях человека с помощью системного оператора. Показать взаимозависимость человека и его окружения. Дать понятие о роде и поколениях.
Предложить детям представить, что они роботы, внешне и внутри которых все как у человека. Включить музыку и подвигаться как роботы.
Упражнение на координацию движений.
Дети сидят или стоят. Дотронуться левой рукой до правого уха, а правой - до левого. А теперь поменять руки и перевести левую на правое плечо, а правую на левое. Поменять руки, дотронуться до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени - талия - плечи - уши. Повторить упражнение три раза.
Представьте, что в голове много кнопок, и когда на них нажимать, вы начинаете смеяться, плакать...
Вопрос: - Кто нажимает эти кнопки?
Можете ли вы сказать "стоп" - когда кто-то нажимает эти кнопки?
Взаимоотношения в семье.
Кнопки - дела.
Вопрос: - Как поднять (испортить) настроение, развеселить, огорчить?
Разбудить, встретить с работы, с магазина.
Работа проводился с карточками, показывающими время суток, квартиру, предпрития.
Как человек может изменить что - то в себе, используя знакомые приемы. Например - стать сразу толстым, высоким... Вспомнить, каким приемом пользовался заяц - силач.
Для чего человеку может понадобиться изменять что-то в своем облике.
Игра «Наоборот» по теме: "Семья, дом, ребенок".
Например. Большой - маленький, мама - папа, бабушка – дедушка. Девочка – мальчик, старший – младший…
Прочитать "Кто кому кто? " Яков Аким.
- Бабушка – бабушка, а чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сына.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырех моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне, Наташа и два ее братца.
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься…Хитрое дело…
- бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало
Игра "Цепочка целей" – наоборот.
Цель.

Показать детям действие приема "Наоборот".
Рассмотреть основные функциональные обязанности в семье и дополнительные.
Один из детей говорит последовательность какого-либо действия. Второй говорит их наоборот. Можно каждый шаг фиксировать каким-нибудь символом.
Потом первый ребенок говорит наоборот – второй выстраивает правильную цепочку.
Подвести итог, что мы все называли наоборот.
Вопрос: - Что мы можем выбрать символом "Наоборот". Дети предлагают различных героев, по характеру делающих все наоборот, или предметы (это могут быть: Петрушка, Иванушка – дурачок, Неваляшка, песочные часы).
Игра " Все наоборот".
Цель.

Закрепить знание функций разных частей тела.
Закрепить владение приемом " Наоборот".
Учить решать задачи, пользуясь этим приемом.
Воспитывать чувство юмора, умение находить выход из нетрадиционных ситуаций.
Ребенок называет какую-нибудь часть тела, второй ребенок называет, что она делает, третий ребенок – называет дело наоборот.
После нескольких слов игра проводится наоборот – называется дело – находится части тела.
Например – рука – берет – отбрасывает. Идет – стоит – нога. Ногти – растут – уменьшаются и т. д.
Обговорить варианты, когда одновременно происходит два противоположных свойства.
Например: Сидишь и едешь, сидишь и летишь, больной и здоровый, маленький и большой.
Игра «Я – взрослый»
Цель.

Закрепить знания и умение пользоваться в жизни морально-этическими нормами, понимать последствия их несоблюдения. Закрепить системное видение себя в окружающем мире.
По системному оператору обыграть - ребенок в системе, с изменением надсистемы. Надсистема: дом, улица, больница, автобус, детский сад, магазин и т. д.
Показать, как измениться взгляд на ребенка в зависимости от его местонахождения, как он будет называться. Показать многосторонний взгляд на ребенка, его многочисленную социальную роль.
Pacсмотреть генетическую линию - кем будет, когда вырастет в семье, на работе.
Родственные отношение с нынешними родственниками и с будущими. Зависимость социальной (семейной) роли от возраста, состава семьи. Взаимоотношения, взаимозабота в семье.
Можно прочитать детям пословицы:
"Не плюй в колодец - пригодится воды налиться".
"Прежде чем сделать, надо хорошо подумать".
"Как аукнется, так и откликнется".
Игра "Испорченный телефон".
Цель.
Познакомить детей с принципом посредника.
Учить понимать переносный смысл слов, словосочетаний, пословиц.
Можно предложить усложненную игру. Первый ребенок говорит какую-либо очень знакомую пословицу, второй говорит ее изначальный смысл, третий также объясняя то, что понял своими словами. Последний ребенок должен отгадать, какую пословицу сказал первый ребенок. Например, цепочка может быть такой. Цыплят по осени считают - если хорошо поработал к осени, много цыплят вырастет - надо все хорошо делать, тогда всего будет много - что посеешь, то и пожнешь - умелые руки не знают скуки.
Для игры можно взять следующие пословицы:
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Поспешишь, людей насмешишь.
Сделал дело - гуляй смело.
Как аукнется, так и откликнется и др.
В конце игры опять рассмотреть преимущества и недостатку посредника.
Игра «Цепочка слов»
Цель.
Показать детям метод гирлянд и ассоциаций (не называя).
Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные реальные вещи, проводя знакомые приемы изменения на знакомом предмете.
Подвести детей к пониманию, что в любом процессе всегда участвуют две стороны.
Предложить детям назвать несколько слов, которые у них ассоциируются с зимой.
Провести метод гирлянд и ассоциаций по теме: "Зима", "Снег", "Мороз"". В конце подвести итог, что дети говорили много очень похожих слов.
Вопрос: - Почему? Что объединяет все эти слова? Предложить еще раз провести цепочку, но закончить ее тем же словом, которым начали - зима.
Во время игры, для активизации малоактивных детей использовать небольшую игрушку для передачи следующему в цепочке. Прекрасно передавать кусочек льда - это позволяет идти игре очень быстро.
Предложить детям игру "Цепочка целей" (прямой вариант и обратный) по теме - дом, зима, работа.
Игра "Кто (что) без чего не может быть?" по этой же теме.

Игра «Диктор - телевизор»
Цель.
Закрепить владение "этажным конструированием".
Познакомить с приемом "квантование - непрерывность".
Воспитывать способность самовыражаться в своей работе. Закреплять навыки самостоятельной творческой работы.
Внести в группу макет телевизора. Рассмотреть телевизор по системному оператору. Предложить детям стать на сегодня дикторами телевидения. Первая передача, которая будет идти по "телевизору" - знакомство с ним, пресс-конференция. Дети с места могут телевизору (или телевизорам) задавать вопросы. Но дикторы - телевизоры могут выступать и сами.
Дикторы начинают свои выступления: "Я - телевизор, вот меня включили...
Я - телевизор, очень рад с вами встретиться, а то в магазине...
В выступлениях отразить бывшую и нынешнюю жизнь телевизора.
При желании дети могут одеть на голову "телевизор". Познакомились с телевизорами. Начались новости - реальные и фантастические. Дети рассказывают о происшедших вчера и сегодня событиях.
Можно включить кого-нибудь с рекламой. Провести изменения по этажному конструированию "телевизора дома".
Обсудить варианты непрерывной работы телевизора. Или непрерывного показа одной какой-либо передачи. Подумать, что в этом хорошего, что плохого. Как количество перерастает в качество.
Вспомнить в каких произведениях действие идет непрерывно или прерываясь.
Можно сначала привести пример воспитателю, дети находят аналогичные примеры.

Игры с игрушками.
Цель.

Учить систематизировать игры взрослые и детские.
Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать, создавая новые для ребенка игры.
Воспитывать умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Составить с детьми морфологическую таблицу игр, в которые играют дети. При составлении продумать, как можно назвать одним словом игры, в которые играют, бегая, прыгая и т. д.
Игры, в которые играют, сидя за столом.
Подумать, как это можно изобразить на таблице. Произвольно выбрав из каждого ряда составляющие, придумать игру. Обсудить правила игры. Поиграть, если получится. Если не получается играть в группе, можно добавить уже целенаправленно что-то из таблицы или добавить самим. Допускается небольшое отклонение от принятых, правил, если их трудно соблюдать.
Обсудить, чему могут научить игры. Попробовать, отталкиваясь от функции, придумать игру, чтоб научиться это делать.
Например: читать. Строя из кубиков с буквами, со слогами то дом, то забор, то дорожку, повторить слоги, составить слова,
Прыгать на одной ножке. На полу появляется ручеек, а в нем "камешки" - кирпичики такие маленькие, что двумя ногами на них не встать. А на другой стороне ждет подруга.
Воспитатель наталкивает детей, чтоб придумывали игры с разнообразными функциями. Игры разные по подвижности. Например, прыгать на носочках можно и сидя на стуле. Прыгают только ноги. Прыгать, сидя на полу - участвуют только ступни ног.
После игры выстроить линию игр, в которые играют взрослые. Игры можно классифицировать - на домашние, на воздухе и телевизионные.
Подумать, в какие из этих игр, мы могли бы играть. Обсудить, в какие игры мы играем, а взрослые эти занимаются на работе, дома. То есть, то, что для них работа, для нас игра.
Игра "Аукцион".
Цель.

Учить детей описывать предметы, игры, находя в них очевидные и скрытые достоинства.
Уметь описать не только реальный предмет, но и предмет - плод фантазии ребенка.
В группу приносятся масса новых предметов, игрушек. Каждый ребенок выбирает, что он будет представлять на аукционе, выбрав предмет, дети все вместе выбирают слова по методу фокальных объектов или используют приемы фантазирования. Главное, что получился необычный предмет или игрушка. Дети продумывают его новые очевидные и скрытые Достоинства и функции.
Плата за вещи на аукционе придумывается заранее или используется раздаточный материал по математике.
Дети по очереди представляют свои предметы, остальные покупают или нет. Купивший ребенок должен сказать, что ему больше всего понравилось в этом предмете.
Часть вещей может быть реальная, но с дополнительным набором функций.
После аукциона дети играют с игрушками, предметами. Игрушки и предметы остаются в группе или навсегда или на длительное время.
Игра "Части - целое" прямая и обратная по транспорту.
Цель.

Познакомить детей с законом повышения степени идеальности.
Учить видеть претензии к средствам передвижения, из которых вышли те или иные особенности современного транспорта.
Загадать детям загадки о транспорте.
Спросить, догадались ли они, о чем будем сегодня говорить.
Рассмотреть, какой транспорт по видам дети знают. Сгруппировать по столам - гаражам: наземный, подземный, воздушный водный, космический.
Внутри групп: наземный и воздушный рассортировать по видам деятельности.
Выбрав одну из машин, провести системный анализ.
Особо обратить внимание на линию развития.
Выложить (желательно фотографии или иллюстрации) по изменению транспортных средств в течение веков.
Рассмотреть общее с современным транспортом и их отличие. Найти претензии к старинным видам транспорта, которые разрешены человеком. Что именно было сделано и, если получится, как сделано. Обратить внимание, что человек все время улучшал транспорт, но через какое - то время опять что-то не удовлетворяло. Обсудить это на примерах, формулируя противоречия и какими приемами они были решены.
Игра "Пресс - конференция",
Цель.
Закрепить понимание закона повышения степени идеальности.
Учить на основе аналогий и необходимых функций проектировать новые конструкции.
Повторить названия транспортных средств. Вспомнить и обговорить какой транспорт дети выдели на улице. Рассмотреть и сравнить машины в каталоге или по фотографиям и тот, который на улице. Игра "Без чего машин не бывает"
Обратить внимание детей на системный подход к задаваемым вопросам.
Поговорить о экологически чистом транспорте – по функциям и по внешнему виду. Найти аналоги машинам в природе.
Обсудить, что в этом хорошего, что плохого.
При обсуждении обратить внимание, сколько средств затрачивали для изготовления транспорта и как много функций он выполнял. Сколько сил и средств затрачивает сейчас человек для нормальной работы транспорта. Перечислить, какие именно.
Можно ли сказать, что теперь машины самые лучшее; или через какое - то время она не будут устраивать людей.
Вопрос: - Что еще хочется, чтоб делала машина? Как можно назвать машину, которая умеет делать все, что хочется?
Вопрос: - Почему есть транспорт для человека, но нет специального для животных, птиц, насекомых, растений? Когда нужен такой транспорт? Как сейчас перевозятся животные? Зачем транспорт птицам? Используя, какие принципы можно придумать такой транспорт?
Цель.
Познакомить детей с приемом фантазирования "изменение законов природы".
Учить детей отталкиваясь от реальных ситуации, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе.
Прочитать детям "Отвечайте, правда ли?" Гиви Чичинадзе.
В этот час, веселый час,
Вам загадок я припас.
Вьюга поле замела,
И чинара вся беда.
В марте стаял снег и лед,
Это к нам зима идет.
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Шерсть смотали мы в моток,
Выйдет шелковый платок.
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Закудахтал пес Барбос,
И в гнезде яичко снес.
Лапой хвать, зубами щелк.
Хищник - тигр и хищник - волк.
Верно, дети! Молодцы!
Вам в награду леденцы.
Вот растаял леденец,
И стихам пришел конец.
Пока воспитатель читает стихотворение, дети откладывают перед собой на столе столько фишек, сколько неточностей они найдут.
Потом дети сверяют, сколько человек правильно нашли неточности.
Вопрос: - Как бы это правильно было? Некоторые моменты из стихотворения исправляются на реальные.
Обсуждаются и называются те ситуации, которые всегда бывают. Например: солнце всегда встает по утрам. Дерево всегда растет вверх. Сначала появляется яйцо, а потом из него цыпленок.
Игра "Наоборот".
Один из детей называет какую - либо реальную ситуацию, передает небольшой предмет другому ребенку, который эту ситуацию говорит наоборот.
Например: ветер дует, поэтому облако летит. Облако летит, поэтому ветер дует.
Объяснить детям понятие "закон". Обсудить, что мы сейчас с этими законами природы делали. Мы их изменяли. Поэтому получались фантастические ситуации.
Игра «Измени сказку»
Вопрос: - Как будет выглядеть любая сказка, если мы изменим в ней законы природы?
Если изменить законы природы в сказке "Волк и семеро козлят", как измениться сказка?
Придумать сказку, используя измененные ситуации. Можно придумывать всей группой, можно индивидуально.
Цель.
Учить, используя приемы изменения, изменять самостоятельно сказку, придумывая новую.
Закреплять умение представлять события в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями, создавать новые образы, планируя их действия, жизненные этапы.
Уметь решать возникшие сказочные задачи по возможности самостоятельно, пользуясь при этом морально - этическими нормами.
Дети самостоятельно выбирают из большого количества предложенных сказок, какую-то одну для изменения. Коротко пересказывают основные сюжетные линии сказки.
Характеры ее героев.
Далее детям предлагается самостоятельно провести изменения этой сказки, используя по желанию любые приемы изменения.
По ходу выстраивания новой сюжетной линии решать возникшие задачи.
Новые сказки каждый ребенок "записывает" на своих листочках.
В конце работы, желающие рассказывают свои сказки. Находятся аналогичные ситуации, сравниваются варианты решения аналогичных задач.
При желании можно в конце сочинить одну общую сказку.