Литературные игры со словами для младших школьников. Литературная игра для младших школьников

«Литературное лото»

Игра для младших школьников.

Ход игры.

Вед. Ребята, сегодня у нас праздник. А какой, спросите вы? Сегодня у нас праздник книги.

Ученики:

1. Праздник!

У наших детских книжек

У стихов, рассказов, сказок

И толстых повестей…

Посмотрите, сколько сразу

Собралось у нас гостей!

Это праздник – в самом деле,

Как его ребята ждут…

Длятся целую неделю

Праздники и там, и тут.

Школа, клуб, библиотека –

Рады всех гостей встречать.

Праздник Чука или Гека

Всем приятно отмечать.

Именинник Теремок

Мойдодыр, и Колобок,

И Усатый – Полосатый,

И Максимка, и Гаврош…

Именинников, ребята,

Очень много – не сочтёшь!

Много книг у нас чудесных,

Книжек умных интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах…

Ты идёшь в библиотеку,

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет.

Всем им говорим «спасибо»

И большущий шлём привет.

Правила игры:

Игра «Литературное лото» включает в себя 3 тура + дополнительные вопросы. 1 тур – простые вопросы, отвечая на них, вы получаете 1 балл; 2 тур – сложные вопросы, которые оцениваются в 2 балла. И 3 тур это супер сложные вопросы – 3 балла. В случае равного количества баллов будут разыграны дополнительные вопросы, цена которым – 4 балла. Кроме этого у вас есть 2 подсказки, которые вы можете использовать в любом туре вопросов: 1 подсказка – помощь ваших одноклассников, а вторая подсказка – помощь взрослого. Если вы хотите использовать подсказку, вы берёте талон подсказки и идёте за помощью.


Итак, на столе вы видите листы, где записаны ответы на вопросы. Прочитайте. Есть конверты, в которых разрезанные карточки тоже с ответами. Когда прозвучит вопрос, вы должны найти карточку с ответом и закрыть ячейку в таблице с таким же ответом. Есть небольшая подсказка – карточки трёх цветов – по уровню сложности вопросов.

Ну что игра началась. Уважаемые жури фиксируйте баллы своих команд.

Вопросы к игре «Литературное лото».

1 тур ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ: 1 балл

Угадай героя сказки:

1. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке

Там три стула, три игрушки

Три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

2. Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочённой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворе не узнает,

Откуда я и как зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (золушка)

3. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки на них глядит

Добрый Доктор (Айболит)

4. Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажи как звали её?

5. Соскучился да покатился: с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к двери. («Колобок»)

6. Девочка, которую звали Триглазка? (Ховрошечка).

Вопросы для зрителей.

9. По воле какой дочки отцу пришлось достать Аленький цветочек? (Настенька)

10. В какой сказке все главные герои – овощи и фрукты? (Чипполино)

Продолжаем играть со зрителями. Вопросы будут задаваться по очереди каждому классу. Т. о. , если класс правильно отвечает на вопрос, он приносит дополнительное очко той команде, за которую болеет.

Пакет вопросов для зрителей:

Отгадай сказочного героя!

1. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя? («Кот в сапогах»)

2. Этот хитрый обманщик мог изменить свой голос? (Волк «семеро козлят»)

3. Эта проказница оставила стариков без обеда, а друга без хвоста? (Лиса. «Волк и лиса»)т лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя? («Кот в сапогах»)

4. Этот хитрый обманщик мог изменить свой голос? (Волк «семеро козлят»)

5. Эта проказница оставила стариков без обеда, а друга без хвоста? (Лиса. «Волк и лиса»)

Дополнительные вопросы 4 балла.

1. В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников? (Бременские музыканты)

2. В какой сказке говорится о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет – из ячменного зерна? («Дюймовочка»)

3. В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии? («Принцесса на горошине»)

4. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)

5. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бездомным, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? («Заячья избушка»)

6. В какой сказке говорится об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабушкам? («Красная шапочка»)

Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать одну интересную и очень поучительную историю о книжках.

Чтецы (по ролям)

Однажды встретились две книжки,

Разговорившись меж собой.

Ну как твои делишки?-

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой

Обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… вырваны листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне незнакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу –

О них и говорить – то неприлично…

Зато и я его учу,

Не как-нибудь, а на … «отлично».

Ну, мой на «тройках» едет еле-еле

И даже «двойку» получил на той неделе…

В басне нет загадки:

Расскажут напрямик

И книги, и тетрадки,

Какой ты ученик.

Я думаю, среди нас нет таких нерях, которые так же обращаются с книгой, как один герой из этого стихотворения. Чтобы книги, которые мы читаем, не были на нас в обиде, давайте вспомним правила, как надо обращаться с книгой. (правила записаны)

1. Не вырывай листы.

2. Не пиши и не рисуй в книге

3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.

4. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.

5. Не забывай возвращать книги в библиотеку вовремя.

Подведение итогов.

Сценарий литературной игры

«Волшебный мир Шарля Перро».

Гавриляк И.М.,

учитель начальных классов 2К

Цель: активизировать и стимулировать литературную деятельность учащихся.

    обобщить знания детей о биографии и творчестве Шарля Перро;

    определить уровень начитанности учащихся, расширить представления о сказках;

    учить аргументировать свою точку зрения, повышать творческий интерес детей;

    развивать гибкость мышления, творческое воссоздающее воображение, произвольное устойчивое внимание, связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас;

    воспитывать нравственные черты характера, эстетический вкус, активизация положительной мотивации к читательской деятельности.

Оборудование: выставка книг Ш.Перро, презентация, флипчарт, карточки с текстом телеграмм, реквизит для «Музея сказочных вещей», жетоны для зрителей, призы для участников.

Ход игры.

I . Организационный момент.

Звучат фанфары, команды занимают свои места.

II . Вступительное слово библиотекаря.

Сообщение о биографии Ш. Перро, его творчестве.

Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме,

Где старушки – стены

Сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

Видели воочию,

Где огонь в камине

Создает уют,

И на книжной полке

Чудеса живут,

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро.

Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, узнаем, кто из вас является знатоком его сказок.

В нашей литературной игре участвуют две команды. Прошу вас представиться…

Представление команд. Визитка. Представление жюри.

(«Рике Хохолок», «Пряничный домик»)

III . Конкурсная программа.

1. Разминка «Музей сказочных вещей».

Звучит волшебный колокольчик, он приглашает вас в «Музей сказочных вещей». На столах перед вами лежат различные предметы. Вы должны определить, каким сказочным героям они принадлежат. Но будьте внимательны, среди них есть и предметы, не имеющие отношения к сказкам Шарля Перро.

На двух столах в произвольном порядке лежат:

    волшебная палочка («Спящая красавица», «Золушка»);

    тыква («Золушка»);

    хрустальная туфелька («Золушка»);

    веретено («Спящая красавица»);

    сапоги («Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Золушка»);

    камешки («Мальчик-с-пальчик»);

    корзинка с пирожками («Красная шапочка»)

    кувшин («Волшебница»);

    цветок («Волшебница»);

    жемчужины («Волшебница»)

    жаба («Волшебница»)

    змея («Волшебница»);

    колечко («Ослиная шкура»);

а также предметы, не имеющие отношения к сказкам Ш. Перро:

    учебники;

  • мягкая игрушка;

    мобильный телефон;

    карандаш и т.д.

2. Игра для зрителей «Математический калейдоскоп» (пока команды готовятся ответы):

    Сколько сыновей было у мельника? (Трое).

    сколько месяцев Кот носил дань королю? (Два или три).

    Сколько раз Людоед совершал свои превращения? В кого? (Два: во льва и мышь).

    Сколько лет должна спать заколдованная принцесса? (Сто лет).

    Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (Шестнадцать).

    Сколько волшебниц было приглашено в крестные принцессе? (Семь)

    Сколько детей было у дровосека? (Семь)

    Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (Два)

    Сколько дочерей было у людоеда? (Семь)

ВЕДУЩИЙ: Команды готовы дать ответ? Предоставим им слово.

Ответы команд на конкурс «Музей сказочных вещей».

ЖЮРИ: Подводит итог конкурса и объявляет победителя конкурса.

3. Конкурс «Чудесные превращения».

Ведущий звонит в колокольчик и объявляет второй конкурс для команд «Чудесные превращения». Многие из тех предметов, о которых мы сейчас говорили, волшебные, с их помощью можно совершать превращения. Назовите, пожалуйста, какие и в каких сказках Ш. Перро происходят превращения? (Ведущий дает слово поочередно представителям обеих команд).

Примерные ответы детей:

    Людоед превращается во льва («Кот в сапогах»)

    Людоед превращается в мышь («Кот в сапогах»)

    Тыква превращается в карету («Золушка»)

    Крыса - в кучера («Золушка»)

    Мыши - в лошадей («Золушка»)

    Бедное платье в роскошный наряд («Золушка»)

    Принцесса, уколов палец веретеном, засыпает долгим сном («Спящая красавица»)

    Слова младшей дочери превращаются в цветы и драгоценные камни («Волшебница»)

    Слова старшей дочери превращаются в змей и жаб. («Волшебница»)

ЖЮРИ: Оценивает ответы, называет победителя конкурса.

4. Конкурс «Собираемся на бал!»

ВЕДУЩИЙ: (Звонит в колокольчик). Помните, как в сказке «Золушка» сёстры собирались на бал? Каждая мечтала выглядеть лучше всех, чтобы понравиться принцу. Они придумывали себе затейливые прически, а Золушка им помогала. Ведь никто не умел так искусно, как она приколоть кружева или завить локоны. Итак, сестры едут на бал. И мы тоже! Наш четвертый конкурс называется «Собираемся на бал!».

Задание: сделать сказочную прическу девочке-модели в бальном платье. (на столиках дополнительный реквизит: заколки, бантики, кружево…)

5. Игра – викторина со зрителями «Что? Где? Когда?»

ВЕДУЩИЙ: Пока команды собираются на бал, предлагаем зрителям викторину «Что? Где? Когда?»:

    Почему падчерицу прозвали Золушкой? (Она часто сидела в уголке возле камина на ящике с золой).

    Что несла Красная шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек с маслом).

    Кто спас Красную шапочку и ее бабушку? (Дровосеки)

    Что ел Людоед на ужин? (Барана)

    Как звал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

    Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? (Старший - мельницу, средний – осла).

    Что лежало в золотых ящичках, которые подарили феям-крестным? (Ложка, вилка и ножик – из чистого золота)

    Что потеряла Золушка, когда убегала с бала? (Хрустальную туфельку)

    Что должно было произойти, чтобы проснулась Спящая красавица? (Ее должен поцеловать принц)

    Что станет с тем, кого полюбит прекрасная, но глупая принцесса? (Он станет таким же красивым, как она).

ВЕДУЩИЙ: Команды готовы продемонстрировать нам свои успехи?

Представители команд демонстрируют, как они справились с конкурсами, представляют прически и наряды.

ЖЮРИ: Комментирует и называет победителя конкурса.

5. Конкурс «Сказочный этикет»

ВЕДУЩИЙ: Герои сказок Шарля Перро отличаются не только умом и хитростью, но и хорошими манерами.

Звон колокольчика объявляет новый конкурс - «Сказочный этикет». Хорошие манеры и вкус проявляются не только в разговоре и танцах, но и в поведении за столом, в умении накрыть на стол. В какой сказке упоминается о красиво сервированном столе?

По какому случаю это было? (В сказке «Спящая красавица», в честь крестин принцессы.)

Помните, как был накрыт стол? (Перед феями поставили необыкновенные обеденные приборы и по ящичку из чистого золота. В ящичках были золотые ложка, вилка и нож самой тонкой работы, усыпанные алмазами и рубинами.) Сейчас представители команд тоже накроют на стол с соблюдением всех правил этикета.

На двух столах есть все необходимое для этого: Скатерть, салфетки, тарелочки, чашки, ложки, вилки, ножи, др. посуда. А также вазы и цветы.

6. Кроссворд для зрителей.

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, отгадайте кроссворд:

По горизонтали должно получиться слово: Человек, который рассказывает или сочиняет сказки.

По вертикали:

1. Самый знаменитый цвет головного убора из сказки Ш.Перро? (Красная)

2.Как звали королевского сына по прозвищу Хохлик? (Рике)

3. Какая шкура заменила платье принцессе? (Ослиная)

4. Имя падчерицы? (Золушка)

5. Прозвище героя одной из сказок – Синяя …? (Борода)

6. Мальчик ростом с …? (Пальчик)

7. Девушка встретила у колодца бедно одетую женщину, оказалось, что она …? (Волшебница)

8. Хотя она и проспала 100 лет, но все равно была … ? (Красавица)

9. Он ходил в сапогах… (Кот)

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, какие шикарные столы накрыли наши команды. Чей же стол лучше?

ЖЮРИ: Комментирует и объявляет победителя конкурса.

7. Конкурс «Волшебная телеграмма».

ВЕДУЩИЙ: Внимание! Ребята, к нам пришли телеграммы от героев сказок Шарля Перро. Кто быстрее догадается, из какой сказки и первым позвонит в колокольчик, тот и отвечает.

    «Всем! Всем! Всем принцам и королевичам! Убедительная просьба в ближайшие сто лет не беспокоить. Хочу спать!». Подпись неразборчиво… От кого же эта телеграмма? (от Спящей красавицы).

    «Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченной карете

Поехать на сказочный бал». Кто прислал эту телеграмму? (Золушка)

    А эта телеграмма о кого?

«Матушка очень меня любила.

Шапочку мне подарила.» (Красная шапочка)

    «А я маленький, да удаленький!» (Мальчик-с-пальчик).

8. Конкурс - домашнее задание «Сказки на все времена».

Дети должны были написать эссе, стихи, сказки по мотивам сказок Ш.Перро. Все работы собираются в сборник. На суд жюри предоставляется сборник творческих работ «Сказки на все времена». В это время представители команд презентуют свои сборники, читают стихи, отрывки сочинений и т.д.

IV . Подведение итогов.

ЖЮРИ: Объявляет команду- победителя, называет наиболее активных зрителей, отвечавших на вопросы викторин. Вручают грамоты, призы, памятные сувениры.

V . Рефлексия «Мы рисуем сказку!»

Дети рисуют под музыку из мультфильма «Маша и медведь».

ВЕДУЩИЙ: И вот наш конкурс подошел к концу. Дорогие друзья, никогда не расставайтесь со сказками, пусть они ведут вас своими волшебными дорогами…




Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

Игры на уроках литературного чтения

1. К.Чуковский “Федорино горе”.

Из букв составьте слова.

Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.

Какое слово лишнее и почему?

2. Н. Носов “Затейники”.

Найди слова в строчках

Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

3. Творчество А.С.Пушкина.

Восстанови слова, поставь в них гласные буквы.

Вчр

Кблк

Крвл

Птнк

Птн

4. П.Ершов “Конек- горбунок”.

Какие буквы, слог, слово лишние.

А у р о ы

Ма ра ла ны та

Ку на ды ти ло

Данило, Гаврило, Степан, Иван.

5. “Садко”.

Составь из букв слова новые слова:

Новогородский

6. Такие задания могут быть использованы при формировании темы урока самими учащимися. Ребята с первых минут урока будут заинтересованы новым произведением и вовлечены в учебное творчество.

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Ббаыртчоок________________

8. Соедини половинки слов.

Пету ка

Бел то

Коры шок

Вол рик

Ста на.

Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина)

Сегодня на уроки мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

9. Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы.

Србрн кптц (Серебряное копытце)

Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

10. Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква).

“бкраткща пнжеуомжситдмарнньо и тяирзко”

(Как неожиданно и ярко”).

Также игры можно проводить на уроках с использованием изученного текста.

11. “Найди лишнее”. (сказки А.Пушкина и В.Жуковского).

Князь, волна, лебедь, петушок, белка.

Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Додон, Марья- царевна.

12. “Узнай сказку”.

По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”

Музыкант невеста мать сестра

Кобылица царь братья

Королевич царевна царица богатыри

Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из какого произведения этот предмет.

13. Игра “Слово”.

Записать(назвать) как можно больше слов, относящихся к темам.

М.М Зощенко “Золотые слова” - “волшебные” слова

А.П. Платонов “Еще мама” - ласковые слова для мамы.

14. На уроках особое место уделяю работе с загадкам, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)

Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.

15. Игра “Путаница”.

К рассказу М. Пришвина “Выскочка”.

На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова, восстановив порядок слогов.

Ки-зуб, ки- уш, ком-ко-леч, ка-лай, ка-со-бач.

Опиши Вьюшку по получившимся опорным словам.

16. Анаграммы “Звери”.

Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.

Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочти слова: а у г я р, д е м ь е в д, и л в к о, е л ь н о, а к а н б.

17. Игра “Заколдованные слова”.

На доске записаны слова, в которые вставлен лишний слог. Нужно “расколдовать” слово, прочитав правильно.

Коножиртс, икчотсал, гереб.

Из какого рассказа эти слова? (В.Астафьев “Стрижонок Скрип”).

18. Игра “Эстафета”.

(П.Бажов “Серебряное копытце”).

Какой характер у Даренки? (Коковани?)

Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

Слова для справок: вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, внимательный, ласковый, упрямый.

19. Викторина “В гостях у сказки”.

Жуковский “Сказка о мертвой царевне…”

Ершов “Сказка о царе Берендее…”

Пушкин “Ашик-Кериб”

Лермонтов “Конек-Горбунок”

2. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван из сказки “Конек-горбунок”?

а) белого

б) черного

в) серого

3. Какой отравленный фрукт съела царевна?

а) грушу

б) яблоко

в) сливу

4. Как звали собаку семи богатырей?

а) Соколко

б) Сокол

в) Соколик

5. Кто помог королевичу Елисею отыскать невесту?

а) Солнце

б) Ветер

в) Месяц

6. Сколько лет обещала ждать жениха Магуль-Мегери?

а) 5

б) 6

в) 7

7. На каком музыкальном инструменте играл Ашик-Кериб?

а) балалайка

б) гармонь

«Мой ребёнок совсем не любит читать» - жалуются некоторые родители. «А играть он любит?» - спрашиваем мы. Родители удивляются, мол, какая здесь связь? Где игра, а где книга… Совсем рядом, и об этом знают все маленькие читатели Центральной детской библиотеки. Самые младшие, совсем ещё малыши, вместе с мамами, папами и бабушками впервые попадают в библиотечное королевство игр на занятиях Громкие чтения , которые проводятся каждую среду в 12.00 в игровой комнате Растишка. Занятия пользуются огромным успехом у родителей, как из-за своей бесплатности, так и из-за интереса, который они вызывают у их детей. Каждое занятие начинается с увлекательного чтения небольшой, но захватывающей истории, а затем детки рисуют пальчиками, лепят из пластилина персонажей книг, делают простые поделки. А тех, кто пришел в Растишку в любой другой день, ждут говорящие книжки, книжки-малышки, говорилки, шуршалки, а любители активно ползать будут в восторге от тоннеля, сквозь который можно проползти и встретиться с мамой, ждущей с улыбкой у выхода. Также малышей ждет сухой бассейн с горкой и шариками. Стоит добавить, что игровая комната работает с 10 часов утра до 18 вечера, каждый день, кроме воскресенья и понедельника.

А что же ребята постарше? Разве им не во что поиграть? Если вы так думаете, то ошибаетесь! Прямо скажем, для школьников в библиотеке придумано столько игр, что только успевай выбирать! Наверняка вы смотрели зрелищные приключенческие фильмы с лихо закрученными сюжетами и таинственными происшествиями. Если вашему ребенку от 10 до 12 лет, предлагаем ему ненадолго оказаться в роли секретного агента и попробовать себя в нелёгком деле дешифровки. Только у нас в этом нет ничего опасного, а лишь захватывающее и интересное. Игра «Кот в мешке» поможет узнать, какую книгу вам предстоит прочесть в ближайшее время, для этого надо расшифровать текст. Прочитав книгу, можно стать обладателем уникального свидетельства «Читателя-дешифровщика»!

Каждую среду в 15.00 ждем детей на игре «Поле чудес в литературной стране» . У каждого ребенка есть шанс пережить незабываемые минуты своего триумфа, а кто же откажется от возможности крутить барабан, угадывать буквы, слова и получить заветный приз! Не пропустите ближайшие игры, их тематику вы можете посмотреть на Детских страницах «Как стать Великим» сайта МБУК ЦБС в разделе Афиша.

Ну а если вы до сих пор считаете библиотеку тихим и скучным местом, то наверняка ничего не слышали об игре «Литературные фанты» , в которую дети играют в любое время, когда захотят. Достаточно достать заветную коробку, вытянуть свой фант и выполнить задание, которое выпало. Мы играем каждый день, даже если в игре участвуют всего два человека. Нам не помеха дождь, ветер и ненастье - ведь мы играем в Зале энциклопедической и справочной литературы! Мы рисуем, сочиняем, поём и читаем скороговорки, прыгаем на одной ножке и смешим друг друга. Найдётся незабываемое задание и для вашего ребенка и его друзей!

Совсем скоро, в июле, в Центральной детской библиотеке стартует новая игра - «Фабрика историй» . Дети смогут попробовать себя в роли сочинителей историй и собрать из случайных слов предложения, а из них - невероятную, увлекательную историю, уникальную, которой еще никогда на свете не существовало. В игру можно играть как командами, так и вдвоем, можно соревноваться, чья история интереснее, забавнее, необычнее, а можно просто посмеяться и получить удовольствие от общения.

А теперь порадуем подростков, самую капризную и взыскательную категорию читателей. Ничем-то им не угодишь. Это - скучно, это - слишком по-детски, мы уже не маленькие, еще чего - играть предлагают. А мы предлагаем вспомнить знаменитую игру «Мафия». Слышали о такой? Если нет - «погуглите». А потом приходите, лучше всего с компанией друзей, на игру «Магический турнир» , которая проходит в библиотеке каждую пятницу в 15.00. Вам предстоит разоблачить таинственного недруга, властителя темных сил, злодея - Дракона. Каждый игрок окажется в мире, где по сей день царствует магия, а рыцари сражаются с драконами. Какая карта выпадет Вам? Станете ли вы веселым Сатиром, мудрым Сфинксом или быстрым Пегасом? Возможно в ходе игры вас сразит Минотавр или спасет добрый Единорог… В «Магический турнир» можно играть до бесконечности, потому что каждая игра - это новая увлекательная «жизнь» персонажа. Давайте сыграем и узнаем, каков будет исход в вашей игре!

Как все это многообразие игр связано с книгами и чтением? - спросите вы. Тем, кто знает - напомним, а кто не знает - расскажем, что привлечение к чтению через игру - беспроигрышный ход. Ребенок играет в игры, где ему нужно вспоминать литературных героев, а сюжетные ходы и тематика игр заимствуются из художественных произведений. Чтобы победить, например, на «Поле чудес», нужно хорошо знать произведение, которому посвящена игра, или хотя бы в общих чертах помнить его содержание. Игры и викторины сопровождаются ненавязчивыми обзорами книг, увлекательными рассказами и мультфильмами. Мероприятия, посвященные Году кино, позволяют задействовать такой мощный ресурс, как экранизации книг. Игра «Кинорандеву» - яркий тому пример, в нее играют и дети, и взрослые, вспоминая старую добрую советскую киноклассику.

Библиотечная игротека неисчерпаема и многообразна. Любители компьютерных игр попадают в виртуальную «Таинственную паутину» в зале Медиатека. Сторонники игр-бродилок и квестов могут поучаствовать в реальном квесте «Ужасно интересно все то, что неизвестно» , выполнить самые хитроумные задания и найти спрятанный Сундук книжных сокровищ. А какую игру выбираете вы?

Раз, два, три, четыре, пять - выходи играть