Настольная игра Агрикола (Agricola). Моя любимая ферма — обзор настольной игры «Агрикола

Любителям средневековой истории хорошо известно о периоде, когда в Центральной Европе свирепствовала чума, уносящая жизни и подрывающая экономику. Игра Агрикола переносит в то время. Не придется выходить даже из своей квартиры. Вы окажетесь примерно в 17 столетии, когда страны постепенно начали восстанавливаться и выжили только за счет фермерского хозяйства.

В целом, эта стратегическая игра понравится как детям, так и взрослым. В неё можно играть как в одиночку, так и вшестером. Уровень сложности оценивается выше среднего. Для того, чтобы набрать определенное количество баллов, необходимо проявить сообразительность, коммуникабельность и навыки планирования. Вы переноситесь в крестьянский быт конца 17 века. Создатель не думал над разработкой забавы слишком долго. Он сделал ее всего лишь за 3 месяца, а получилось так, что она на протяжении нескольких лет занимает позицию одного из мировых бестселлеров. Множество мировых наград подтверждают то, что люди считают Агриколу интересной, увлекательной и захватывающей.

От партии требуется сосредоточенность, стратегическое мышление, а иногда и коммуникабельность. Играть можно на протяжении 180 минут, в зависимости от количества участвующих. Разобравшись в несложных правилах, каждый из участников получит от забава неописуемое удовольствие. При этом, ничего сложного делать не придётся. Главное, создать свое приусадебное хозяйство, развить его, родить детей, а также развести животных и вспахать поля. За каждое из подобных достижений участник получает определенное количество баллов. Именно они позволят ему выиграть в конце.

Нужно начитать все с нуля. Сначала строится маленькая изба, засеивается пустующее поле, а дальше все это развивается и совершенствуется. Но забывать о недавнем голоде не стоит. Ведь если не усердствовать, все может повториться. Работа будет трудная, копотливая, опасная.

Игра "Агрикола" перенесет вас в 17 столетие

Теперь ты фермер

Игра Агрикола делает из каждого участника настоящего фермера. За всю историю семейных настольных забав она одна из лучших. До сих пор она занимает в своем сегменте лидирующие позиции по продажам и мировым рейтингам. За все время ее существования ее наградили 30 медалями.

Но эта игрушка поставляется не в оригинальной коробке. В последней не 360 карт (в новой 120) и действия начинались с алгоритма. Теперь же участники могут использовать карточки в виде планшетов. Значительно изменился дизайн как поля, так и ресурсов. То есть сейчас тут все усовершенствовали и улучшили.

Агрикола является увлекательным приключением, которое поможет почувствовать себя настоящим фермером. Ролевой персонаж будет стараться прокормить семью, создать ресурсы, развить свое хозяйство. Тут есть ячейки с действиями, но ещё игрок должен обменивать ресурсы на недостающие, собирать урожай, рожать детей, стремиться превратить свою двухкомнатную избу в фермерское поместье. У него должно получиться жильё из камня, вокруг которого расположено много полей и хлевов.

Поставляется коробками с такими компонентами:

  1. Карта, которая выступает главным планшетом и собирается как пазл;
  2. Дополнения таблицей, при помощи которых подсчитываются очки;
  3. Карты, на которых нарисованы фермы;
  4. Особые улучшения;
  5. Жетоны комнат и полей, выполненные квадратными для того, чтобы их можно было быстрее и проще ставить на основное поле;
  6. Дополнительные жетоны, для шести участников;
  7. Еда в количестве 44 штуки;
  8. 120 карточек;
  9. 10 маркеров товаров;
  10. Три подсказки.

Тут есть правила, блокнот, разные наклейки, дополнительные приложения, фишки из экологически-чистого дерева.

Комплектация

Что можно делать

В игре действия делятся на два типа. Это может быть расход, а также добыча ресурсов. Выполняя их, фермер сможет расширять и создавать свое приусадебное хозяйство. Он должен стараться вспахивать и засеивать свой участок зерном, овощными культурами, разводить животных. Он может покупать и размножать коров, свиней, овец.

Правилами предусмотрены различные задания, дающие дополнительные баллы и преимущества. Одной из основных задач является расширение дома и его перестройка, возведение ограды, специализированного хлева, подходящего для домашнего скота.

Дом перестраивается сначала в деревянное помещение, потом в глиняную мазанку, а дальше его можно сделать каменным. В процессе из двух комнат можно сделать несколько, достроить их. Не стоит забывать о потомстве. После того, как дети вырастут, они тоже будут помогать по хозяйству.

Игровое поле и основные компоненты

Война за ресурсы

Настольная игра Агрикола (Agricola) состоит из 14 раундов. Каждый участник должен постараться провести уровень, используя всё по максимуму. Постоянно развиваться не получится, ведь может не доставать ресурсовю. Соперники будут стараться составить высокую конкуренцию.

В правилах есть понятие, которое называется временем урожая. Этот период позволит семье чувствовать себя уверенно, есть досыта. В игровой банк на каждого члена семьи необходимо сдать по 2 единиц еды, чтобы продолжить свой путь. Если же этого недостаточно, участник получает штрафные очки. Они будут высчитываться в конце игры, при подсчете финальных баллов. Нужно стараться развивать и улучшать хозяйство, а добывать еду, то есть, кормить свою семью.

Поле в сборе

Какие ресурсы бывают

В игре несколько видов ресурсов. Но главных из них два. Речь идет о выращивании зерна и разведении животных. В первом случае, культуры необходимо создавать самостоятельно. Сначала вскапываются грядки на выбранном участке. Далее, после того, как зерно вырастает, нужно построить плитку и испечь хлеб.

Для того, чтобы разводить животных, необходимо установить загоны, а далее хлева. Разводить можно коров и свиней. Для их разделки строится большая кухня.

Главные ресурсы - разведение животных и выращивание зерна

Как можно всё улучшить

За всю игру, участникам может попасться карта под названием карт улучшения. О том, какую постройку или ресурс с ее помощью можно сделать лучше, свидетельствует пометка в правом верхнем углу. Внизу расписан возможный эффект. Улучшить получится колодец, очаг, печь, гончарную мастерскую, а также другие постройки. Использовав подобный бонус, можно получить дополнительные баллы. Они позволят выиграть у соперников.

Всё вырастили, можно и детей рожать

После проведения основных улучшений и в момент, когда игрок понимает, что он может прокормить не только себя и своего мужа/жену, но и дополнительное число участников, он может заводить детей. Ребёнок впоследствии будет помогать на ферме, поле. То есть, без него семья фермеров считается неполной.

Игровой процесс

Дипломатия тоже важна

Играя в настолку, необходимо разделить свои фермерские обязанности. Каждый из участников должен подумать, как управлять ресурсами и нанимать дополнительных работников, если позволяют финансы. Дефицит ресурсов ощущается очень остро в самом начале процесса, а также в любое другое время. Для того, чтобы прокормиться, можно обменивать ресурсы у других участников. Поэтому тут понадобятся навыки дипломатии. С соседями необходимо дружить.

Можно нанять дополнительных работников, если позволят финансы

Кому понравится

Эта настольная игра понравится людям, любящим экономические стратегии, просчитывающим каждый последующий шаг. В неё могут участвовать дети от 12 лет для того, чтобы они смогли полностью насладиться процессом, вникнуть во все правила.

Подойдёт она также тем, кто только начинает знакомиться с настольными играми.

Рекомендуем приобретать ее в качестве подарка друзьям, близким, знакомым. А ещё, она будет не лишняя в семье, проводящий много времени вместе. Если вечером выдастся свободная минутка, можно сделать его на самом деле увлекательным.

В игру "Агрикола" понравится играть как детям, так и взрослым

Правила игры

На самом деле, играть в данную настолку несложно. Ее правила простые и понятные для восприятия. Именно поэтому в неё могут играть даже дети, которым исполнилось по 12 лет. Тем, кто впервые взял в руки коробку, рекомендуем для начала прочитать инструкцию. Тут есть целых два тома правил, которые нужно изучить.

Единственное, что стоит отметить, это то, что каждая семья будет жить исключительно для себя, развивать свое хозяйство. Взаимодействие с другими игроками сводится к обмену ресурсов. Но, помочь сопернику или нанести ему вред практически невозможно.

Вне зависимости от того, сколько будет участников, правила игры практически не меняются. В неё можно играть даже в одиночку. Различие заключается исключительно в стартовых ячейках, на которые придется встать на стартовой прямой. В целом же, карты, профессии, улучшение не меняются.

Структуру хода можно разделить на несколько фаз. Первая из них называется подготовкой. Участник должен взять верхнюю карту, на которой расписано действие. Он кладет ее в ячейку и выполняет то, что на ней написано в несколько этапов. В первом раунде их 4, во втором количество сокращается до 3, но в третьем увеличивается до 6, а в четвёртом он вообще один.

Основным этапом является рабочая фаза. На ячейку с действием размещается родственник. Если персонажа, который является помощником, нет, этот этап пропускается. Далее все действия делятся между родственниками. После того, как они сделали всё необходимое, их помещают обратно в ячейки.

Последняя фаза заключается в сборе урожая. Необходимо собирать то, что выросло на полях, кормить членов семьи, разводить животных. Но, данный этап есть не во всех раундах.

Теперь о каждой фазе немного подробнее.

Подготовка к игре

Прежде, чем приступать к партии, необходимо подготовить все нужные для неё компоненты. Делается это довольно просто. Участник выбирает цвет либо самостоятельно, либо при помощи жеребьевки и берёте личный планшет игрока. Два родственника размещаются в разные комнаты избы.

При помощи остальных доступных игровых участников создается так называемый запас. Дальше формируются жетоны, которые укладываются в стопки. Они двухсторонние, поэтому подходят как для каменного дома, так и для мазанки или избы.

Так выглядит личный планшет игрока

Потом нужно собрать поле. Выглядит она как пазл. Играть можно будет в любой части партии. Заключительная часть, в которой будут учитываться очки, присоединяется к основному экрану с дополнительными действиями. В процессе могут понадобиться дополнительные планшеты, на которых расписаны возможные действия. Определитесь сразу, будете ли вы их использовать.

Потом нужно будет взять:

  1. Карту для особых улучшений. Она располагается на тематическом планшете в определенной последовательности;
  2. Карту простых улучшений. Она сделана оранжевого цвета. В колоде их несколько. Поэтому их необходимо перетасовать. Каждому участнику раздается по 7 штук;
  3. Карту профессии. Их также несколько, поэтому формируется колода. При этом учитывается количество участников. На данном прямоугольнике есть пометки, позволяющие создать стопку. Если участвовать будет всего 2 человека, необходимо выбирать карты 1+. Для трех к 1+ добавляется 3+. Четырем людям понадобится весь набор. Каждый получает по 7 штук.

Из карт действий также формируется колода. После того, как всё это будет сделано, необходимо выбрать начинающего. Он получает два жетона еды и соответствующую карту.

Остальные участники могут взять по 3 жетона еды. В это же время, по кучкам располагаются все виды животных, строительные материалы, жетоны с едой. Рекомендуем располагать их рядом с полем для того, чтобы играть было удобно.

Далее

После определения начинающего игрока, порядок действий передается по часовой стрелке. Участники один за другим должны поставить родственников в ячейку действий до того момента, пока каждый не будет готов к началу.

Процесс игры

Первым действием необходимо построить ферму. На поле выставляется родственник. Игрок должен задуматься о том, построить ли ему ли ему дом или хлев. После оплаты определённого количества ресурса, он добавляется на игровой планшет.

Например, участник решил достроить избу и заплатил за две комнаты. Последние пристраиваются к уже установленным. То есть, между размещенными в самом начале помещениями и приобретенными, промежутка на поле быть не должно.

Интересный нюанс. Если в комнатах присутствуют родственники, дополнительные метры пристраивать нельзя. Но, во втором этапе может попасться карта под названием перепланировка дома. Тогда, вне зависимости от того, находятся ли люди в жильё или нет, можно уплатить фиксированное количество ресурсов и сделать из дома мазанку или каменную постройку. Достроенные комнаты также заменяются новыми. Рекомендуется построить как можно больше подобных помещений, ведь в каждой из них могут жить родственники. Они являются помощниками на ферме. Поэтому от их количества зависят действия участника, которые он может производить за один раунд. Всего может быть 5 комнат. То есть, количество родственников ограничено пятью людьми.

Хлев строится на пустых ячейках. Одно строение продолжает другое. Его можно не соединять с аналогичными постройками. То есть, располагать их можно на любом пространстве. Всего их существует 4.

    Liquid

    18.11.2013 в 09:41 Liquid

    Мы после покупки «Агриколы» только в неё и играли целый год, причем в базовую версию. Можно сказать, что свой настолочный «Священный Грааль» я нашел.

  1. Nelud

    18.11.2013 в 10:18 Nelud

    Мозголомное евро. Но всё же не такое заумное, как игры Хватила (Dungeon Petz и т.д.). За счёт карт умений и улучшений достигается бешеная реиграбельность. Я играл в неё очень мало, т.к. играю в основном с сыном, а ему мирные темы не нравятся. Зато, знаю двух товарищей (две разные компании), которые заиграли её чуть ли не до дыр. Короче, если тема для тебя — норм, то бери.

  2. RAVE

    18.11.2013 в 11:36 RAVE

    один раз играл. По механике классная игра, заставляет много думать.

    Но все эти овощи-скот не по мне.

  3. Journeyman

    18.11.2013 в 11:57 Journeyman

    На мой взгляд стоит поиграть хотя бы чтобы заполнить пробел в образовании. По крайней мере уж точно надо знакомится с играми бывшими №1 на БГГ. Да евро, евро сложное. По вариантности и разнообразию вариантов развития одно из лучших. А насколько заинтересует... пока не попробуешь не узнаешь.

  4. Juli

    На данный момент для меня Агрикола — одна из любимых игр, но хочу заметить, что играть в нее мне нравится по семейным правилам. Без использования всех этих дополнительных колод.

    Дело в том, что первый раз мы играли по обычным правилам, со всеми картами и впечатление после игры было довольно странным, не понятно как выстроить стратегию и что и когда делать. Даже появилась мысль продать игру.

    Но затем на сайте Гравицапы вычитала совет играть по семейным правилам. Так Агрикола получила второй шанс и стала хитом на наших домашних посиделках.

    Считаю ее одной из лучших игр в которые играла и теперь ни за что не продам! Рекомендую.

  5. Haras

    18.11.2013 в 12:15 Haras

    Агрикола была далеко не первой настолкой которую мы с женой прикупили, рейтинги бешенные, популярность сумасшедшая, что ж не купить то. Купили, и за все время сыграли раз пять – шесть, периодически вспоминаем по нее, но в конечном итоге раскладываем другую игру.

    Игра добротная, реиграбильность, как отмечалось выше, большая, фигурки, механика, все здорово и на хорошем уровне (в русском издание правда планшеты дугообразной формы – ну да ни о там).

    Есть один и главный недостаток – это сложное евро. Что бы играть на уровне нужно: а. знать карты и их комбинации (а карт и комбинаций очень много); б. незамысловатые, но массивные правила, прочувствовать которые можно только спустя n-е число партий.

    Вобщем это замечательная без сомнения игра стоит в одно ряду с Сезонами и Борьбой за Галактику, игры в которые мы играем по большей части вдвоем с женой, потому как новичку все это объяснить конечно возможно, но только станет он понимать суть и смысл всего происходящего спустя время. А его как всегда не хватает.)))

  6. Dr. Nik

    18.11.2013 в 12:16 Dr. Nik

    Лучше кровища и хмурые чуваки в доспехах? 🙂

  7. Dr. Nik

    18.11.2013 в 12:17 Dr. Nik

    Ну вот да, у меня как-то больше спортивный интерес к ней, нежели прям большое желание поиграть.

  8. Dr. Nik

    18.11.2013 в 12:18 Dr. Nik

  9. jehronimo

    18.11.2013 в 12:21 jehronimo

    Великая игра. Из минусов назову необходимость каждый ход перебирать кучу дерева, заполняя ячейки, но со временем становится проще. И напряжённая обстановка всю игру — тоже момент на любителя. В плюсе реиграбельность, прекрасный баланс, хороший уровень интеллектуального вызова. Ну и хорошая локализация, позволяющая не ждать очередного заказа из США и докупать анимиплов.

  10. Sandrovsky

    18.11.2013 в 12:22 Sandrovsky

    3 года назад игра была одна из немногих жанра расстановки рабочих. Привлекала реиграбельностью и отсутствием большого выбора игр в этом направлении. Сейчас осталась только первое благодаря большому количеству различных стартовых карт. Года 2 не доставали по причине не столько отсутствия интереса к игре, сколько из-за большого количества неопробованных новых игр.

    Из минусов назову долгую подготовку, и пару необходимых тестовых партий для понимания свойств карт.

    Из хардкора до сих пор альтернатив немного

  11. A0243

    18.11.2013 в 12:37 A0243

    Поначалу понравившаяся игра через несколько партий немного разочаровала. Перегруженная местами система (жерди и хлева, особые улучшения с отдельным планшетом и т.п.) местами, напротив, схематична и неподробна (система занятий, действия со скотом). Дизайн карт делал очень странный человек: нужная информация вроде цен и требований мелкая и по углам, а бесполезная вроде принадлежности к колоде написана ярко, крупно и почти в центре, поэтому во время игры читать неудобно. Шансы на победу от стартового расклада вещей зависят довольно сильно, увы, хотя фатальной зависимости нет. Остается ощущение какой-то нецелостности игры. Общее. Хотя это уже придирка.

    Если нужна хорошая экономическая стратегия, то лучше остановиться на чем-то ином. Агрикола же нам понравилась за интересный сеттинг, в целом приятное оформление (если не считать карты) и довольно увлекательный процесс. А очки считать не обязательно. Очень хорошо подходит для отдыха от чего-то посложнее. Ну и деревянных коров ворочать тоже весьма приятно, конечно. Об этом и игра.

    Да, кстати, правила написаны для запутывания игроков - в них есть сомнительные инновационные решения вроде объединения действий игроков по категориям, которое начисто лишает игрока возможности быстро найти, что именно он должен сделать, встав на определенное поле. Могли бы ведь расписать, все занятия же зачем-то расписали. Простой игровой процесс описан так, что в отрыве от игры даже механика непонятна. Три раза читал, но пока не разложил, ничего толком не понял.

    В общем, поиграли десяток раз, но в связи с наличием стратегий получше и действительно интересных отдыхалок Агриколу не предлагает разложить уже никто второй год.

  12. SkAZi

    18.11.2013 в 12:42 SkAZi

    Что ещё мне не очень нравится - «порции решений», каждое действие - очень круто предопределят дальнейшее развитие и никогда не можешь быть уверен (я во всяком случае) правильно ли поступил, при этом стратегическую линию выстроить получается не всегда в силу действий противников. Чаще приходится выбирать уже из того, что осталось, нежели из того, что реально хотелось бы. И проверить чтобы было если бы сделал иначе достаточно проблематично в силу длины партии. «Ещё партейку?» - вопрос явно не про эту игру.

    Из игр от Уве, я всё ж таки предпочту Le Havre, по мне - это идеал мозгодробительного евро. На вторых-третьих местах Caylus, Container, Steam. Это к вопросу хардкорных альтернатив. Agricola где-то дальше.

  13. Dr. Nik

    18.11.2013 в 13:00 Dr. Nik

    Caylus играл, как-то ниочём показался, бегают мужики туда-сюда по улице города, что-то где-то производится, но всё как-то абстрактно.

    Container хорош, даже интересно было играть, но спецом на него собираться вряд ли получится.

  14. Aganov

    Судя по обзорам, Caverna — это Агрикола 2.0, с меньшей кризисностью и большей свободой. Коробка хорошо подходит для самообороны при позднем возвращении с игротек.

    До Агриколы никак не доберусь. Себе брать не стал, а на игротеках мы с ней в одно и то же время не оказываемся. Для меня самый отвращающий от нее фактор это стотыщ компонентов.

  15. Константин

    18.11.2013 в 13:19 Константин

    Долгое время не хотел покупать — отталкивала тематика про «Веселую ферму». Но после покупки на несколько месяцев игра стала хитом на нашем игровом столе. Мне очень нравится, рекомендую к покупке.

  16. Booky

    18.11.2013 в 13:26 Booky

    Проголосовал за Нейтрально. Лично меня игра привлекает тем, что с виду это безобидное выращивание хрюшек и прополка огорода. Но с каждым раундом ты напрягаешься всё сильнее — домочадцам надо ЖРАТ, а ЖРАТ иногда катастрофически не хватает. Потому что увели из-под носа хрюшек, или вообще у тебя в руке какая-то несовместимая между собой хрень. В общем, отличная кризисная настолка.

    С другой стороны, долгий сетап и морока с жетонами-круглешами. Кому как, но мне для комфортной игры нужен набор деревянных фигурок ресурсов.

  17. Spotty

    18.11.2013 в 13:26 Spotty

    >Если нужна хорошая экономическая стратегия

    Например какие?

  18. Дмитрий

    18.11.2013 в 13:52 Дмитрий

    Агрикола без сомнения великая игра, даже благодаря только одному идеально отточенному балансу. Мы играем в неё в основном втроем, на мой взгляд это оптимальный состав участников, так меньше — недостаточно конкуренции, а больше — большой даунтайм. Приобрел для нее набор ресурсов (кирпичики, бревна, морковки и прочие приятные элементы), а также анимиплов — ощущения непередаваемые. Купил и дополнение (с лесами и болотами на участках), но ощущение, что дополнение сильно нарушает баланс. В общем, категорически рекомендую.

  19. greta

    18.11.2013 в 14:00 greta

    Игра есть, но играем 2-3 раза в год. Сложно найти людей желающих и умеющих в неё играть, а для новичка 3-4 часа и взрыв мозга от обилия возможностей смазывает всю игру. Евро всё же не моё, та же песня с ТероМистикой, купили, играли почти каждый день, сейчас лежит, хотя иногда и хочется, но выбор падает или на новинки или на что-то проще и быстрее или на что-то более атмосферное.

  20. deezynah

    18.11.2013 в 14:03 deezynah

    Нейтрально. С одной стороны, отличная игра (надо брать), с другой — лежит два года на полке (не надо брать).

    Тема замечательная, механики прекрасно работают, накал страстей нешуточный. Часто вспоминаем про нее с женой (ей тема еще больше нравится), хочется поиграть, но на деле всегда жалко тратить время и силы на эту коробищу. Почему-то обязательно находится что-нибудь новее и интереснее.

    Для коллекции, конечно, можно заиметь такую игру, но для «поиграть» ее стоило покупать пару лет назад, мне кажется.

  21. Alxndr1978

    18.11.2013 в 15:22 Alxndr1978

    Ставлю игре почти что 10 из 10, при этом голосовал за «Нейтрально»… и это не шизофрения (ах, если бы!). Для меня «Агрикола» - это эдакая игра-глыба, настольная «Анна Каренина»: вроде как в крутизне мало кто сомневаются, а читают все равно Мураками.

    — в целом хорошо отлаженный механизм (есть очень сильные сочетания карт, но проблема решается драфтом)

    — как ни странно, тематичность; моделируемый процесс тут присутствует более цельно и явственно, чем в некоторых хваленых приключенческих кубикометах

    — отличная масштабируемость на любое количество участников, реально работающий соло-режим

    — гибкость (семейные и продвинутые правила равно играбельны) — наличие кучи расширений и дополнений

    — опять же локализация, которая делает игру доступной широким слоям монолингвального населения

    Диалектические минусы

    — тема не всех «заводит»; красивая обертка, хотим мы того или нет, играет роль (очень характерно, что многие товарищи, которых не удается раскрутить на «Агриколу, с восторгом режутся в «LordsofWaterdeep”(которая, по сути, АгриКола-Лайт)

    — дополнения не локализованы и весьма языкозависимы

    — порог вхождения: если играть сразу по продвинутым правилам (у кого как, у меня напарники очень часто просят «сразу по хардкору»), человек может трагично слить всю игру, не разобравшись в паре моментов, что напрочь портит впечатление

    — результат немного предсказуем, как подшивка лунного календаря для садоводов (особенно – в соло-игре); да, карты и действия оппонентов вносят коррективы, но попытки радикальных экспериментов (типа создания веганской фермы, реальный случай из практики) механизм игры больно наказывает при итоговом подсчете

  22. Варлорд1

    18.11.2013 в 15:28 Варлорд1

    Игра строго на любителя. Для жителей девевень, фермеров, любителей сельского хозяйства, а также выходцев из провинциальных городков — рекомендую к покупке.

    Для суровых варгеймеров, америтрешеров и любителей весёлых-драйвовых игр попробовать стоит, но больше 1-2 раза в год они в такое играть не будут. Советую найти у кого есть игра в коллекции и раз в год в неё играть.

    Если играть с детьми младшего школьного возраста или кто не в теме — строго без карточек, будет семейка. Без карточек игра становится нудной и однообразной, но не теряет своей прелести 🙂

    По жанру, стандартное, сбалансированное евро, без прямой агрессии. Не шедевр, но и не отстой. Мой средний балл 7.5

  23. Eldjer

    18.11.2013 в 15:40 Eldjer

    Пусть коллекция у меня не так велика, но Агриколу я считаю ее лучшим экземпляром 😉


  24. 18.11.2013 в 15:43

    У меня дома не пошла. То есть абсолютно не пошла.

    Если хотим, «чтоб подумать», то для этого есть добротные абстракты. Если нужно меньше думать и больше действий, то есть облегчённый америтреш.

    Агрикола как-то ни туда, ни сюда, даже чистым еврогеймом я бы не назвал. К тому же не могу сказать, сложность и реиграбельность на каком уровне. Так что моё мнение — крайне желательно сначала опробовать, чтобы не было мучительно больно за потраченные средства.

  25. Dungeonmaster

    18.11.2013 в 15:58 Dungeonmaster

    Лично у меня Агрикола неожиданно оказалась лучшей семейной настолкой — все всегда готовы в нее играть. И хотя мне евро-игры не слишком нравятся, что-то в свое время подтолкнуло к ее покупке, и я ни разу не пожалел. Так что если найдется компания, которая будет готова в это играть — стоит купить.

  26. Dr. Nik

    18.11.2013 в 16:09 Dr. Nik

    Каверна чёт стоит небюджетно как-то, да и на русском пока не предвидится.

  27. Jim

    18.11.2013 в 16:51 Jim

    сложная — есть где подумать.

    сложная — уставшим или на расслабоне не поиграешь. долгие партии(зависит от игроков).

    Сложная — не в смысле правил, а в смысле — возможных вариантов развития.

    Играем только в семейный вариант (упрощенный)

    Мне нравится. если с моей игрой что-то случится, куплю еще раз.

    Брать однозначно.

  28. Aganov
    На русском увы, а у калининградцев (сливаю хороший магазин) она стоила ~2,7к (при 2,5к за Агриколу в среднем по больнице) — жалею, что не успел купить. Банц на нее ценник совсем неадекватный заломил.
  29. Trofim

    18.11.2013 в 18:04 Trofim

    А почему не купить её на iPad? (если он конечно у вас есть) и попробовать саму механику) Для меня настольные игры на iPad как тест-драйв перед покупкой =)

  30. Nelud

    18.11.2013 в 18:20 Nelud

    Слышал мнение, что не самое мозголомное из возможных. Ты с чем сравниваешь?

    Ну, так и я о том же! Если сравнивать с Хватиловскими играми (Dungeon Lords, Mage Knight), то они помозголомнее, чем Агрикола, по-моему. Но думать надо поболее, чем в Stone Age каком-нибудь.

  31. SSS

    18.11.2013 в 18:21 SSS

    игра была долго в нелюбимых (по многим причинам), однако потом вышла версия под iPad и я понял, что жестоко ошибался.

    это живая классика, в которую можно играть и играть. Это Старкрафт евро-игр. Реиграбельность, вариативность и игра на скилл. Чего еще желать?)))

    однозначно «за»!

  32. Dr. Nik

    18.11.2013 в 18:23 Dr. Nik

    а чего там мозголомного в Mage Knight? долгая — это да

  33. Patrick Verona

    18.11.2013 в 18:24 Patrick Verona

    Купил только потому, что о игре был много наслышан и начитан. Хотелось попробовать данный хит самому. По прошествии двух лет, игра так и не заняла должного места в настольном мире в семье, вряд ли даже в двадцатку самых почитаемых входит, просто мы наверно не фермеры. После покупки и первых трёх партий хотелось выкинуть её и никогда больше не вспоминать — показалась жутко занудной. В следующий раз руки дошли до неё через год, если не больше. Пришлось повторять правила, считай что заново учить. Но тут за счёт приобретённого настольного опыта в других играх, партии в этот раз проходили куда с большим интересом, чем при первом знакомстве.

    Не могу назвать игру хитом, я честно говоря вообще не понимаю её популярности, так же как и многих других игр из первой двадцатки BGG, но попробовать сыграть в неё нужно. Если хватит терпения на первые партий пять, то после будет интереснее, если не хватит, можно сказать, что игру не прочувствовал.

    Играем не чаще двух раз в месяц, вдвоём надоело, а если предлагаем разложить её в компании, то народ воспринимает предложение без энтузиазма и просит что-нибудь другое. Если, к примеру, во всех остальных играх я стараюсь достать те или иные дополнения с промками, то в Агриколе мне достаточно базы от МХ. От абсолютно неинтересных игр мы стараемся избавиться, эта же пока остаётся в коллекции, ждёт наверно своего часа

    Здесь я высказал чисто своё мнение об Агриколе на данный момент времени, не стоит принимать его за жирный минус в адрес игры и голос «Против». Мы мало в неё играем, в компании более двух человек ещё реже, следовательно весь потенциал фермерской стратегии нам пока не открылся. Купил бы я её сейчас, зная что она из себя представляет или хотел бы поиграть всю субботу напролёт в компании?.. Скорее да, чем нет

  34. A0243

    18.11.2013 в 18:28 A0243

    Spotty, например, Энергосеть. Или Пуэрто Рико. Или, если совсем мипл плэйсмент, Летопись. Да хотя бы и Тзолкин, и тот подинамичнее и постратежнее.

  35. Taran

    18.11.2013 в 18:32 Taran

    Когда я в первый раз сыграл в Агриколу - подумал что игра не зря находится на первом месте (это было года три-четыре назад). Она удивила меня сложностью и продуманностью. Даже восхитила. Плюс она очень напомнила мне Кайлюс (Уве говорил что вдохновлялся Кайлюсом), только более продвинутый и додуманный. Я лояльно отношусь к темам и сеттингам, поэтому меня вообще не смутила фермерская тематика. Это вопрос, о котором надо подумать перед покупкой. Из плюсов считаю - возможность соло-игры, наличие упрощенной семейной версии правил. Голосую за «нейтрально», потому что не могу утверждать что тебе стоит ее покупать. Но то что игра достойная - однозначно.

  36. Spotty

    18.11.2013 в 18:46 Spotty

    Думаю игра не для тебя

  37. Blindman

    18.11.2013 в 19:05 Blindman

    Думаю стоит прикупить просто потому что это классика жанра. На эту игру всегда найдется аудитория, тем более что и правила объясняются быстро, и въезжают даже новички быстро и без проблем, и что еще важно, в игровой процесс втягиваются по полной, что и время летит незаметно.

  38. Eol

    18.11.2013 в 19:43 Eol

    Суровый симулятор кризис-менеджера. Все время не хватает всего. И таки да, классика жанра. При условии, что чистое и сложное евро нравится. Здесь почти нет места случайности, партию можно просчитать с первого хода и до финала. И если хочешь воплотить в жизнь все задуманное, лучше это сделать.

    Лично мое мнение — игра весьма достойная. Однако, для подсаживания новичков все же сложновата, а в моей игровой ячейке явное предпочтение отдается америтрешу. Из евро в свое время больше играли в Пуэрто Рико.

  39. d1man

    18.11.2013 в 19:53 d1man

    Глянул твои оценки на bgg — почти уверен, что Агрикола не понравится. Хотя попробовать бы всё же посоветовал.

    Не понимаю тех, кто пишет, что играть надо по семейным правилам; по сути это какая-то совсем другая, абсолютно не меняющаяся от партии к партии игра. Полная версия, причём обязательно с драфтом карт занятий и улучшений — лично для меня идеальное евро.

  40. Toolmano

    18.11.2013 в 19:54 Toolmano

    Очень и очень хорошая игра, но я бы не сказал что это прям таки первое место. При всех её достоинствах у неё есть неожиданный недостаток — когда ты только только развился, игра уже закончилась. Ну и не самый удобный процесс докладывания ресурсов, когда ты постоянно забываешь что-то.

  41. Nelud

    18.11.2013 в 19:58 Nelud

    Если бы 🙁

    Вот кругозор расширяю, а то вдруг я что-то упустил. Кстати, Петзов мне тут дали на попробовать, осталось ток правила изучить.

  42. SSS

    18.11.2013 в 22:28 SSS

    Это Эклипс тематический? Ыыыыыы))))

    То что финские парни хорошо переработали Ганзу Тевтонику, прикрутили бои на дайсах и полили это соусом «космос, космос, на-на-на» не означает игры про космос. Там до Твайлайта как до Луны.

    И да не стоит путать миплплейсмент (Каркассон) с воркерплейсментом (Прет-а-Порте)

  43. Michael

    18.11.2013 в 23:06 Michael

    Игра из топ-3 Бгг. Матерому настольщику обязательно опробовать, ибо классика! Насчет покупки, моя копия так и лежит неигранная.

  44. ssbsweet

    18.11.2013 в 23:50 ssbsweet

    Гигантское разнообразие возможных раскладок партий, при этом сохранен прекрасный баланс. Компоненты очень приятно перекладывать с планшета на планшет. Есть несколько вариантов правил, а именно «семейные» и полные.

    Отлично нагнетает атмосферу чувство приближающегося конца, но это, как оказалось нравится далеко не всем.

  45. rinsvind

    18.11.2013 в 23:52 rinsvind

    Игра бесспорно интересная, но частенько к концу партии начинает болеть голова:) вариантов развития своего хозяйства просто масса, параметров которые нужно учитывать столько, что мне казалось, что я пилот в кабине самолета с кучей лампочек, кнопок рычагов и если быть честным какая кнопка за что отвечает я не всегда помнил/понимал 🙂 для нашей компании это евро немного хардкорно, хотя в общем-то всем понравилось(играли где-то раз 5).

    кстати у нас игры выходили вполне себе атмосферными(для евро) много шуток типа — о, смотри петровы богато живут или о свинье, как домашнем питомце...


  46. 19.11.2013 в 08:15

    Нейтрально.

    Разбирались один раз и то не до конца:

    — слишком много компонентов;

    — слишком много возможностей;

    — слишком долгая расстановка, пока рассортируешь-разложишь (понятно, что по пакетикам, но всё-таки)

    — слишком много нюансов и мелочей в правилах

    — не интересная тематика фермерства

    — научиться за 1 или даже 2 партии невозможно

    Хотя речь не о том, но мне показалось очень похожа с Stone Age, которая при всех отсутствующих минусах имеет только плюсы, та же кормёжка, похожая тема (но более интересная), меньше время игры и т.д.

  47. zerg7

    19.11.2013 в 09:16 zerg7

    Одна из лучших и наиболее часто играемых хардкорных игр в моей коллекции, с самым интересным соло-режимом.Советую!!!

  48. Leks

    19.11.2013 в 10:12 Leks

  49. Njuse4ka

    19.11.2013 в 13:41 Njuse4ka

    Проголосовала «нейтрально» только потому, что есть версия на ipad, в которую я теперь играю и совсем не уверена, что надо покупать настольную (если есть айпад или ифон). Так как главный минус — это... как его называют... микроменеджмент что ли — манипуляции с компонентами. Длительность партии приличная (хотя напрямую зависит от количества игроков), а в цифре играется намного быстрее. Но игра клёвая. Саму игру крайне советую. Можно по-харду разложить — с картами занятий-улучшений, можно семейку, а можно вообще соло. По крайней мере в «Агриколу» точно стоит хоть раз сыграть.

  50. Njuse4ka

    19.11.2013 в 13:44 Njuse4ka

    Вот любят всё со Стоун Эйджем сравнивать, что хоть чем-то на него похоже. Ну какой блин стоун эйдж... За одну партию научиться можно (я же научилась), правил там как раз немного. А вот то, что они написаны плохо (на мой взгляд) — это уже другой момент.

  51. Spotty

    19.11.2013 в 13:57 Spotty

    Жаловаться на кол-во компонентов в настолке (когда все вопят чтобы было побольше), это уже какой-то супер уровень настольщика гурмана)

  52. Spotty

    19.11.2013 в 14:00 Spotty

    Сравнивать со Stone Age это уже как анекдот с бородой. Со Stone Age и Замок на все времена сравнивали. Типа тоже миплы, тоже камень и дерево получать. Сравнить можно, но игры абсолютно разные.

  53. Dr. Nik

    19.11.2013 в 14:03 Dr. Nik

    Ну а чё. В последнее время минимум компонентов рулит, колода из «Престолов» там или «Замес» какой-нибудь с «Тайным Посланием». А все эти кучи кубиков и жетончиков уже не модно стало.

  54. Spotty

    19.11.2013 в 14:25 Spotty

    Все это очень условно. Когда смотрят фотки все ждут изобилия компонентов. Когда играешь понимаешь, что уже напряг все это перекладывать. Поэтому в принципе ценишь лаконичность и всякие дизайнерские решения когда какие-то компоненты используются и так и сяк.

    Компонентов много, ну так блин это же экономическая настолки с кучей производственных цепочек. Тут так и должно быть или нет. В такого рода играх накопительство и ощущение того, что добро твое и его можно пощупать — это определенный кайф.

    В Гавре вообще бумажные жетончики и с двух сторон разные обозначения, вот там неудобно. Да и то вроде потому что мне показалось что жетоны мелкие.

  55. Reznik

    19.11.2013 в 23:07 Reznik

    Если вкратце то, Агрикола — хорошая продуманная игра, в которую нужно попробовать сыграть.

    Каждый ход — это множество вариантов действий, особенно с картами улучшений. Мозги просто закипают от вычисления — что же лучше сделать.

    Милая тематика, почувствуй себя фермером. 🙂 Любимая игра моей жены, именно из-за тематики.

    Большое время партии, поэтому редко играем в неё. Уставшим после работы в неё не сыграешь.

    Криво написанные правила. Пытался изучить правила отдельно от игры — не получилось)

    Ещё особенность игры в том, что постоянно ощущается напряжение. Всё время думаешь как всех прокормить) Не знаю плюс это или минус, но интересно 🙂


  56. 20.11.2013 в 08:24

    >Если для игры требуется полторы тыщи жетонов, маркеров, кубиков, дисков - то это должна быть какая-то нереально охренительная игра

    Так я тоже за лаконичность и дизайнерские (так проще), но если эти компоненты нужны то ничего страшного в них нет. Особенно если они классно сделаны.

  57. Dr. Nik

    20.11.2013 в 11:19 Dr. Nik

    На тему топика: многие, как оказалось, имея Агриколу в коллекции, сами в неё никогда не играли. Тенденция, однако.

    В Эклипсе, да, походу реально избыточное количество компонентов. Пусть это всё и работает нормально, но сетап убийственный. Аналогичное впечатление оставляют некоторые (!) варгеймы, типа Анголы или Конфликт Героев, а ещё от Mice And Mystics лично у меня.

  58. Spotty

    20.11.2013 в 11:23 Spotty

    Та вроде в Конфликте героев не так уж и много компонентов. Что там: поле, гексы на поле, карты, пару стопок жетонов (их даже сортировать не нужно)

  59. Nelud

    20.11.2013 в 13:35 Nelud

Лет 5-7 назад тема фермерства в настольных играх была очень популярной. В интернете (в том числе рунете) часто появлялось множество обзоров на игры, в которых нужно было вспахивать землю, выращивать на ней что-то, строить хлева для животных и заниматься их разведением.

Честно говоря, я хотел сначала во вступлении написать о том, что фермерская тема сейчас уже не столь популярна, как раньше, но когда глянул топы игр на эту тему, то понял, что я не прав — игры с такой тематикой выходят до сих пор, и они довольно успешны. Не знаю почему, но мне кажется, что в период с 2007 по 2013 год фермерских игр было слишком много. Они мне мозолили глаза, мешали нормально увлекаться настольными играми и пугали своей «евристостью» (шучу, конечно же). В 2012 году я попробовал топовую на тот момент евроигру — Агриколу . Знакомство было неудачным, и даже повторная попытка подружиться с игрой не принесла ничего хорошего.

Спустя 5 лет Агрикола снова подобралась ко мне на расстояние вытянутой руки. Передо мной «Новое издание», и о нем я сегодня хочу вам рассказать, так как мое мнение об Агриколе (внимание, спойлер!) поменялось 😉

Как накачать мышцы с помощью Агриколы?

В моей коллекции недавно появилось новое издание Агриколы , изданное крупнейшим российским издательством Hobby World . Наверное, многим из вас было бы интересно узнать, чем новое издание отличается от старого, которое выпустило HW много лет назад. К сожалению, сравнительного анализа у меня не получится сделать, потому что «старая» Агрикола , в которую я играл 4 года назад, была не моей, и в моей голове не осталось картинок, по которым я мог бы сделать какие-то выводы. Поэтому в этом обзоре я буду говорить только о «новом» издании, которое можно найти сейчас без проблем в продаже.

Что в старом, что в новом издании, первое, чем выделяется игра, это ее весом. Коробка очень тяжелая, потому что она битком набита картоном и деревянными компонентами. Поэтому вместо гирь по утрам можно поднимать коробку Агриколы =) А лучше сразу две 😉

Агрикола точно понравится тем людям, которые любят повыдавливать компоненты, пораскладывать их по пакетикам, понаклеивать на миплы наклеечки. Я вот как раз именно такой фетишист, которому давай компонентов побольше, поэтому я провел замечательные полчаса, пока изучал содержимое коробки.

Итак, что же я могу сказать по качеству исполнения. Все довольно хорошо сделано. Деревянные компоненты явно не российские, потому что в России таких не делают. Они сделаны на отлично, в руках держать приятно. Картон вроде тоже хороший, если руки не кривоваты, то панчится все хорошо. Карточки вроде не из тонкого картона, тасуются как в лучших игорных домах. Игровое поле составное, в пазики части поля легли идеально (только вставка для трех игроков с небольшим трудом влезла), картон не «горбатый».

Положа руку на сердце, скажу, что мне понравилось то, как сделана Агрикола (хотя версия знаменитой блоггерской копии не исключена (сарказм включен )). Все, находящееся в коробке, меня более чем устроило. Но все-таки без маленьких шероховатостей не обошлось. В моей копии не было 5 синих миплов. Это не самое страшное, что могло случиться с моей коробкой. У настоящего настольщика всегда должны под рукой миплы всех цветов и размеров, которые можно вытянуть из других игр. На крайний случай у меня всегда есть цветные камешки для этого дела. Тем не менее плакать и рыдать при отсутствии компонентов не стоит. Как только было обнаружено, что мои синие миплы остались где-то на складе в Москве, я тут же обратился в службу поддержки покупателей . Заполнил анкету, оставил обратный адрес, и вот теперь жду привета из Москвы. Советую всем, кто столкнулся с некомплектом, не искать правду на разных настольных форумах, а быстрее писать в службу поддержки HW. Там работают хорошие парни и девушки, которые быстро разберутся и помогут вам с проблемой 😉

Есть мужик, баба, изба, вилы да лопата. Что делать дальше?

Действия в Агриколе происходят в интересный период времени — центральная Европа около 1670-го года. Еще недавно бушевала чума, не позволявшая жить без боязни, но вроде наступили наконец-то спокойные времена, и селяне могут снова заняться своим любимым делом, забыв о других проблемах. Игроки выступают в роли таких вот бедных, но целеустремленных селян, у которых пока есть только 2 родича (пускай это будут муж и жена), небольшой участок земли с построенным домиком на 2 комнаты (по одной на каждого родича) и небольшой запас еды.

Задача игроков — построить классную ферму с огородом, хлевами, пастбищами и хоромами вместо захудалой избы.

В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил. Одна книга рассказывает об основных моментах игры, а вторая останавливается подробно на разных игровых нюансах. Я не буду подробно рассказывать о том, как правильно строить свою ферму, потому что целью моего обзора не является дословный пересказ правил. Но об общих принципах игры я, безусловно, с удовольствием расскажу.

Агрикола — это игра с механикой расстановки рабочих (воркерплэйсмент/workerplacement). Более того, на мой взгляд это одна из лучших игр с такой механикой. Начинать знакомиться с этой механикой я бы советовал с игры Stone Age , которая сделана просто на 10 из 10, а потом можно смело переходить к Агрикол е, которая заставит ваши мозги поработать чуть более усердно, чем в Каменном Веке.

Партия в Агриколу разбита на 14 раундов, в каждом из которых игроки выполняют действия, выставляя своих рабочих на ячейки действий, размещенных на игровом поле. Игровой процесс крайне прост — если у вас есть свободный мипл в доме, то вы его ставите на одну из свободных ячеек и выполняете ее действие. В самом начале игры у вас будет всего 2 мипла и небольшое количество ячеек с действиями. Но с каждым раундом ячеек будет становиться все больше и предлагаемые действия станут более разнообразными. Появление новых ячеек обусловлено выкладыванием новой карты действия. Всего таких карт в игре ровно 14 штук — по количеству раундов. Помимо этих карт игрокам доступны стартовые ячейки, которые приносят жетоны дерева, глины, позволяют вспахать поле, взять жетон зерна, получить жетон первого игрока, обучиться профессии и т.д. Ячейки на картах действий позволят вам больше изучить в фермерское дело. Они позволят вам выращивать животных, выпекать хлеб, производить посадку зерна и овощей, добывать камни, заводить детей, заниматься перепланировкой дома и т.д.

После того, как все доступные рабочие будут расставлены на игровом поле, игроки их забирают обратно и готовятся к новому раунду, открывая новую карту действия и заполняя ячейки, которые имеют свойство накопления, новыми ресурсами.

Некоторые раунды заканчиваются сбором урожая (они помечены на игровом поле специальным значком). Это очень важная фаза, к которой игрокам нужно игрокам заранее. В эту фазу игроки собирают урожай со своих полей, если на них что-то растет, кормят своих родичей (нужно потратить по 2 еды на каждого родича, но если еды не хватит, то игрок получает штрафные -3 очка) и получают новые фишки животных на своих пастбищах, если выполняются определенные условия.

По окончании 14-го раунда происходит последний сбор урожая, и игроки переходят к подсчету победных очков. Очки даются за самые разные показатели — за количество вспаханных полей, за пастбища, за зерна и овощи, за животных, за построенные хлева и перестроенные жилища, за приобретенные улучшения. Также помимо положительных очков можно получить и отрицательные. Штрафуют игроков за пустые клетки на фермах, на которых ничего не построено, и за жетоны попрошайничества, которые выдают за то, что вам не хватило еды для кормежки родичей. Далее все очки суммируются и выявляется победитель.

Агрикола. Несколько лет спустя

Мне очень хочется рассказать вам историю, почему с Агриколой у меня не все сразу получилось, и почему я все-таки вернулся к ней. Наверное, при первом знакомстве с игрой для получения впечатлений имеет большое значение то, как вам объяснили правила этой игры. В моем случае это было «давайте начнем, по ходу во всем разберетесь» , и так нельзя было делать.

Агрикола — это такая игра, в которой можно все. Главное, чтобы ячейка была свободной и вы могли ее занять. В этой игре невозможно пропустить ход из-за того, что все ячейки были заняты. Нельзя взять дерева? Возьмите глину. Нет глины? Возьмите тростник. Нет тростника? Займитесь вспашкой поля. Эта свобода создает иллюзию того, что вы все делаете правильно. Вроде и копишь ресурсы, вспахиваешь землю, выращиваешь что-то.

Первой неприятностью, с которой я столкнулся во время игры, для меня стало то, что своих родичей нужно кормить. Я сразу нахватал штрафов за попрошайничество и до самого конца игры обижался на других игроков, которые уводили еду из-под носа. Ту первую партию я закончил с отрицательным итоговым результатом. Представляете? В конце игры у меня был минус, в то время как у других игроков с очками все было хорошо. Я был удивлен, когда узнал, что за отсутствие коров, свиней, пашни и т.д. ты получаешь штрафные очки. Это все ягодки от цветочков, когда вам перед партией не рассказывают о том, что и как надо делать. Листая накануне правила Агриколы , я обнаружил, что про набор очков написано буквально в самом начале правил, чтобы игроки знали, к чему стремиться.

Во второй партии я уже знал о том, что еды в этой игре много не бывает, поэтому сразу бросил все свои силы на получение жетонов еды. Что я вам могу сказать — с едой у меня действительно проблем не было. Но на обустройство фермы сил моих родичей явно не хватало, поэтому хоть я и кормил их хорошо, но построить классную ферму у меня не получилось. В итоге я набрал всего где-то 5 или 6 очков. Хоть не минус уже=)

Тема игры также не порадовала меня яркими красками. С детства не люблю копаться в огороде. Перспектива ближайшей посадки или уборки картофеля повергает меня в уныние. Поэтому романтики в теме фермерства я не нашел. В итоге игру я признал негодной и забыл о ней.

Это было все в 2012 году, когда я восхищался играми про космос, роботов, орков, эльфов, рыцарей и т.д. и т.п. Через пару лет ситуация несколько изменилась. Я открыл для себя Stone Age и хотел познакомиться с другими играми в похожем жанре. Как же я удивился, когда по запросу на БГГ мне выдало Агриколу , которая находилась на первом месте списка. И тут до меня дошло, что Агрикола и Stone Age — действительно игры из одной когорты. В Агриколе мы тоже, как и в Каменном Веке, ставим рабочих на ячейки с действиями и получаем за это плюшки, которые потом можно тратить на разные улучшения. Открытие этого факта взорвало мой мозг, ведь теперь я уже не мог относиться к Агриколе так, как относился к ней раньше. Далее я купил игру в Appstore и начал изучать ее самостоятельно. Мне никто не мешал советами, я учился на своих ошибках, подсматривал, как ведет себя искусственный интеллект, какие ячейки он чаще всего выбирает, и мотал полученные знания на ус. Приложение Агриколы научило меня правильно понимать игру, и мне очень хотелось поскорее попробовать сыграть с живыми игроками.

И тут мне очень помогло то, что издательство Hobby World решило снова вернуться к игре, которую они когда-то уже издавали, но ее тираж давно закончился. Выпуск нового издания Агриколы был отличной новостью, которая порадовала всех тех, кто давно хотел познакомиться с игрой, но не знал, как это сделать.

Новое издание имеет косметические улучшения, т.е. игру не переделывали на столько, чтобы она стала совершенно неузнаваемой. Игровое поле немного поменялось, деревянные фишки стали более красивыми (теперь ты визуально можешь легко отличить зерно от овоща). Коробка по-прежнему битком набита компонентами и тяжела, как кирпич. В игровом плане игра осталась прежней.

В своей первой партии в новое издание Агриколы я испытывал, не побоюсь этого слова, кайф от игрового процесса. Я же теперь тертый калач, и знаю, что нужно заранее продумать механизм получения еды. На протяжении всей игры у меня не было проблем с едой. ВООБЩЕ. Вы знаете, это так приятно ощущать, что ты наконец-то научился играть в игру, которая тебя раньше раздражала. Теперь, если мне кто-то скажет, что в Агриколе вся проблема заключается в еде, то я отвечу, что вы просто не умеете играть.

Вне всяких сомнений это тот самый воркерплейсмент, который я так люблю. Все действия игроков зависят от выбранных ячеек. В игре есть очень простая система взаимоотношений между игроком и игрой — все, что вы можете сделать, прописано на игровом поле. Я уже упоминал о том, что первое время кажется, что все действия одинаково полезны, но на самом деле исходить при выборе решений нужно от оптимальных возможностей. Каждый свой ход вы думаете над тем, что принесет бОльшую выгоду и что брать в том случае, если другой игрок займет ячейку, на которую вы положили глаз. 4 года назад я мог взять 6 жетонов глины и потом не знать, куда ее деть. Теперь же я в первую очередь думаю о том, что является самым актуальным и нужным на данный момент.

В ваш огород никто чужой влезть не сможет. Ваша ферма — это только ваша ферма, и пускай другие завидуют тому, что у вас все процветает. В Агриколе нельзя кому-то что-то разрушить. В этом плане игра миролюбивая, и направлена она на созидание. Но есть в этой игре одна интересная штука, которая заставляет поволноваться игроков, а порою даже затаить обиду. Дело в том, что на любой ячейке в Агриколе может стоять только один мипл. Если вкусное для вас место уже заняли, то вам придется ждать следующего раунда, когда миплы вернутся в свои дома и вы сможете занять эту ячейку. И то не факт, что у вас получится это сделать, если вы не владеете фишкой первого игрока. Ходить последним в этой игре невыгодно. Ходы не передаются друг другу. Фишку первого игрока можно перехватить, только заняв определенную ячейку. Очень часто так бывает, что имея на руках всего двух родичей, вы хотите занять 3 или 4 ячейки, каждая из которых прямо ну очень нужна, и вы не знаете, как разорваться между ними. Этот момент мне очень нравится, особенно если выбор сильно влияет на итоговую ситуацию.

Новичковый режим предполагает отказ от игры с картами улучшений и профессий. Я согласен, что для знакомства с игрой это вполне подходящий вариант. Использование карточек подразумевают то, что вы хотя бы немного знакомы с игрой. Но без них играть довольно скучно, если вы играете не первый раз. Карточки улучшений и профессий делают каждую игру непохожей на другую. Эти карты достаются игрокам в начале игры случайным образом, по 7 штук каждого вида. В ходе игры игроки могут обучаться профессиям и покупать улучшения, которые облегчают или улучшают некоторые возможности для игроков. Например, можно более эффективно рубить лес, получать дополнительную еду или обеспечить себе получение дополнительных победных очков в конце игры. Совершенно не обязательно стараться сыграть все профессии и улучшения, которые вам попадутся. Можно вообще их не играть, если они вам совершенно не подходят. Но иногда они приносят большую пользу, если сыграть улучшение или профессию в нужное время. В другой партии вам попадутся другие карточки, поэтому нельзя сыграть 2 одинаковые игры. Таким образом в игре реализовано разнообразие.

Агрикола — это не легкая игра. Под легкой я понимаю такую игру, в которой все, что бы ты ни сделал, все приносит пользу и победные очки. Например, в играх Штефана Фельда все именно так. А вот Уве Розенберг — автор иного плана. Абсолютно все построить в Агриколе очень трудно. Кризисность все-таки чувствуется. Например, вам нужны коровы, но они появляются только ближе к концу игры, и они, как это ни странно, нужны не только вам, но и другим игрокам, поэтому на коров будет большой спрос. Помните про ячейку, занятую другим игроком? То-то же, зевать в этой игре нельзя, потому что кто-то может перехватить что-то нужное вам. На мой взгляд в этой игре нужно стараться уделять внимание всему понемногу, а это как раз мой любимый стиль игры.

Разница между разным количеством игроков довольно-таки небольшая. Заключается она только в разном количестве стартовых ячеек, которые могут занимать игроки уже в первом раунде. Во всем остальном игра остается такой же — и количество раундов, и карточек улучшений/профессий не изменяется. Честно признаюсь, на двоих не играл, но большой разницы между 3 и 4 игроками я не заметил. Мне больше нравится конкуренция, поэтому вариант на 4-х игроков мне нравится больше. Предполагаю, что на двоих игрок меньше переживает, что не может попасть на нужную ячейку, а вот когда играешь вчетвером, то ячейка, которая дает тебе фишку первого игрока, становится весьма ценной.

Как я уже упоминал, Агрикола — игра небыстрая. Но умная. В качестве филлера ее никак нельзя использовать, потому что она ест порядка 1,5-2 часа свободного времени. Но при этом лично у меня после одной партии появляется желание сыграть еще раз. Что ж, это тоже можно занести в плюс игре.

Мне очень нравится в Агриколе планировать и надеяться, что мои планы осуществляться. В голове ты выстраиваешь цепочку действий, с помощью которых ты вспахиваешь, высаживаешь, размножаешься и что-то строишь. И обязательно в какой-то момент твои планы рушатся (всегда помните о кризисности игры!) и тебе нужно срочно менять свои планы. Да, тебе уже не хватает дерева, ты не можешь построить забор, ячейки с едой заняты. Что же делать, что же делать… Я обожаю это.

Просто поразительно, как у меня перевернулось мнение об игре. Раньше я не понимал, как можно в это играть, теперь не понимаю, как в это можно не играть=)

Шероховатости

Давайте поговорим немного о минусах и о разных специфических игровых моментах. Я не спешу утверждать, что Агрикола — это шедевр настольного игростроя. В этой игре тоже есть за что споткнуться.

Начну с сетапа и подготовки к каждому игровом раунду. Это все занимает довольно много времени, и человеку, который готовит игру, нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться. Прекрасно помню, как в первой партии, которая была сыграна давным-давно, владелец коробки сказал — «Этой игре нужно быть электронной, чтобы компьютер сам за тебя все расставлял «. И это еще хорошо, что многие компоненты распределены по пакетикам. Без них было бы вообще худо. Лично меня немного напрягает после каждого раунда брать пакетики с деревяшками в руки и по очереди раскладывать ресурсы на ячейках с эффектом накопления. Но от этого никуда не деться — такова специфика самой игры.

Разнообразие и неповторимость в игре достигается с помощью карточек улучшений и профессий. Без них игра становится суховатой. Но карточки, как это известно, всегда ведут к беспощадному рандому. Да, действительно, одному игроку может придти удачная карточка, а у другого игрока не будет ничего интересного на руках. Такое может легко произойти, и вылечиться это может только драфтом, который описан в правилах разделе других вариантов игры.

Игра довольно жестока по отношению к новичкам. Скорее всего, что в первой партии вы потерпите крупное поражение. Чтобы понять, как игра работает, нужно сыграть хотя бы пару раз. Поэтому опытные «агрикольщики» с легкостью разделаются с новичками. Этот факт может быть с обидой воспринят некоторыми игроками, которые не любят проигрывать, потому что не поняли сразу, что и как надо делать. Примерно так было и у меня, когда я злился на игру и своих соперников, потому что я не мог прокормить своих родичей. С каждой новой партией у вас будет накапливаться опыт, который вам будет подсказывать, как правильно развивать свою ферму. Нужно просто в самом начале всегда продумывать механизм по накоплению еды. Это можно сделать с помощью вспашки поля, посева, котелков и домашних очагов. Поверьте, вариантов прокорма хватит даже если играть максимальным составом.

Для кого-то может показаться плохой характеристикой отсутствие конфликтности. Конечно, вы можете занять ячейку, которая позарез кому-то нужна, но повлиять на развитие чужой фермы вы не можете. Никакой дани, божественного вмешательства или апокалипсиса в игре не предусмотрено. Если вы завели свинок, то никто их у вас не угонит, если только вы сами их на мясо не пустите. Поэтому в каком-то роде Агрикола — это действительно копание в собственном огороде (планшете).

Правила в игре довольно понятные, я не могу назвать игру сложной для понимания, но все-таки нюансов в ней предостаточно. В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил, каждую из которых нужно внимательно прочитать и желательно не один раз. Когда я играл в новое издание, то первые 3 партии довольно часто обращался к правилам, чтобы разрешить какой-либо вопрос. И как я ни старался, ошибки все равно просачивались к нам в партии. А кто сказал, что строить свою ферму легко?

Оформление в игре я бы назвал средненьким. Игра не стремиться поразить вас иллюстрациями и палитрой красок. Я бы даже сказал, что Агрикола больше про текст, чем про картинки. Художник постарался сделать интересные арты к тайлам комнат, но люди у него получились довольно смешные. Поэтому если кто-то ждет от игры головокружительных красот, тот их не получит. С другой стороны, зелененький цвет приятный, расслабляющий, и ничего приторного в Агриколе я не нахожу. Все деревянные компоненты мне очень нравятся, особенно фигурки животных. Но в основном на картах и игровом поле вы будете читать текст, нежели рассматривать иллюстрации.

Как вы помните, раньше я хейтил игру за тему. Огород для меня каторга, поэтому какая тут может быть в теме романтика?=) Тем не менее сейчас я уже стал более спокоен к теме огородничества, потому что игр с такой тематикой выпускается уже все-таки меньше, чем раньше, и глаза они мне не мозолят. Положа руку на сердце, скажу, что Агрикола , наверное, лучшая игра с этой тематикой, в которую я играл. Для меня важнее то, что это хорошая игра с отличной механикой, чем то, что это игра про огород. Если кому-то важнее тема, то ему Агрикола может не зайти.

Еще я могу отметить такой момент — если в середине игры вы понимаете, что упустили что-то в начале и не смогли развиться правильно, а у одного из ваших соперников все складывается более чем удачно, то догнать лидера у вас вряд ли получится. По крайней мере у меня не получается. Поэтому иногда так бывает, что к 9-ому или 10-ому раунду пропадает интерес к игре, потому что вы понимаете, что первое место вам не светит.

Итог

Скажу вам честно, я рад, что Агрикола появилась в моей коллекции. Все-таки не зря я после многочисленных партий с AI в электронном приложении хотел попробовать сыграть в Агриколу. Новое издание с живыми игроками. От «живой» настольной игры, которую можно потрогать руками, я получил большое удовольствие. Мне понравились новые деревянные компоненты, игровое с поле с «надкусанными» краями мне тоже показалось интересным.

Описание товара

Если вам нравятся неспешные стратегические настолки, можете купить игру «Агрикола (новое издание)». Она получила множество наград как самая лучшая семейная игра и стала признанным лидером в мире стратегий. Настолка придется по душе тем, кто успел оценить «Пуэрто Рико» и «Гавр».

Новое издание существенно отличается от предыдущего. Количество карт изменилось с 360 до 120, специальные игровые планшеты заменили собой карты стартовых действий, а максимально возможное число участников теперь равно четырем.

Почему стоит обратить внимание на игру?

Игрокам предстоит перевоплотиться в земледельцев, которым нужно создать и развить свое фермерское хозяйство. Каждый участник представляет одну семью, обладающую на старте одним небольшим участком земли и маленьким домиком. Хозяевам необходимо выращивать скот и строить для него места обитания, обрабатывать поля, выращивать овощи и зерно.


Одна партия состоит из 14 раундов. В ее процессе игроку нужно выбирать членов семьи и отправлять их на определенные работы, которых становится все больше. Изначально доступно всего два человека, но по ходу игры их количество увеличится. Для этого нужно расширять жилище дополнительными комнатами. Всех членов семьи необходимо накормить в конце раунда, заканчивающегося Урожаем.


Каждый ход состоит из таких фаз:

  • Подготовительная. Добавляется дополнительная ячейка для совершения действий.
  • Работа. Члены семьи перемещаются на выбранные ячейки.
  • Возвращение по домам. После окончания работы родственники идут отдыхать.
  • Сбор урожая. Фаза, в которой нужно накормить семьи и собрать созревший урожай.

Интереса игре добавляет необходимость выстраивать специальные загоны и изгороди для животных – в противном случае они могут просто сбежать. Перед тем, как начать сеять зерно, следует вспахать поле.

Игра прекращается после того, как будет отыгран 14-й раунд и собран последний урожай. Победителем будет признан тот, кто наберет наибольшее количество игровых очков. Они начисляются за полученное зерно и овощи, животных и членов семьи, занимающих отдельные комнаты.


За каждую незанятую клетку участка начисляются штрафные очки. При равном количестве баллов выигрывает участник, получивший максимальное количество строительных материалов.

Если вы хотите хорошо провести вечер с друзьями или в кругу семьи, можете купить игру «Агрикола (новое издание)». Она поможет развить стратегические навыки, обеспечит веселое и увлекательное времяпровождение.

Настольная игра

Кол-во игроков
От 1 до 4

Время партии
От 90 минут

Сложность игры
Средняя

Безумно популярная, невероятно увлекательная настольная игра Агрикола (Agricola ) уверенно входит в список лучших настольных игр двадцать первого века. Ее создатель – Уве Розенберг придумал и разработал не один десяток потрясающих настольных игр, в том числе и всемирно известную игру «Bohnanza ».

Созданная за 3 месяца, Агрикола , что в переводе означает “землепашец”, моментально покорила сотни тысяч любителей провести вечер, азартно выращивая овощи и следя за поголовьем скота. Игра собрала множество призов, получила самые различные награды за оригинальность сюжета и прекрасный дизайн и до сих пор является фаворитом многих рейтингов.

Продуманная до мельчайших деталей, игра переносит нас в самый конец 17-го века, в то время, когда только что отступила чума и заметно поредевшее деревенское население с энтузиазмом взялось за восстановление и развитие заброшенных земель. “Агрикола ” дает возможность игроку примерить на себя роль молодого европейского фермера, проверить, сможет ли он превратить небольшой участок земли и маленький домик в процветающую усадьбу с тучными нивами, стадами животных и полными житницами зерна.

Правила настольной игры Агрикола

В начале каждый игрок получает в свое распоряжение маленький земельный надел, скромную хижину и молодую, пока бездетную семью, которой предстоит полная трудов и забот сельская жизнь. Хоть действие и происходит более 300 лет назад, сельская жизнь течет по тем же законам что и сейчас – разве что, вместо трактора придется пользоваться плугом.

Маленькая семья растет, сложность и объем работ постоянно увеличиваются, усложняется структура фермы. Рачительному хозяину нужно позаботиться и о скоте, и о пашне, не забыть привести в порядок все хозяйственные постройки и жилые помещения, для чего понадобится добывать необходимые ресурсы, а так же покупать скот и семена.

Умение правильно распределить обязанности между членами семьи, разумно и гармонично развивать сразу все сферы одновременно помогут игроку победить соперников.

Процесс игры

Под крышкой этой красивой коробки вас ждет целый мир – игровые поля, жетоны, 360 карт и множество деревянных фигур, изображающих животных и ресурсы.

  • Игра начинается с того, что игрокам раздается по 7 карточек Занятости (например, булочник, повитуха, лесоторговец) и карты, с помощью которых можно сделать небольшие улучшения хозяйства. Естественно, все игроки получают разные карточки, ведь карточек занятости 166, а улучшений 146. Такое изобилие вариантов делает каждую отдельную игру уникальной и непредсказуемой.
  • В процессе игры за любой прогресс в развитии фермы начисляются очки, и победителем становится тот, у кого их больше.
  • Прирост животных, увеличение запасов продовольствия, благоустройство дома и количество возделанных земель – все эти действия принесут игрокам дополнительные очки. Но если семья голодает, животных недостаточно, а земля простаивает, то начисляются штрафные баллы.
  • Игра разделена на четырнадцать раундов, в каждом из которых игрок отправляет членов семьи фермера на различные работы, причем, постепенно добавляются новые работы, приходится конкурировать с другими игроками за право отправить своего персонажа на определенный вид работы, ведь каждым видом деятельности в течение одного раунда может заниматься только один работник. Возникающая таким образом конкуренция между игроками повышает накал страстей в этой сельской идиллии.
  • Игрок должен помнить, что для размножения животным нужно место и пара, люди не должны голодать, а поля простаивать.
  • В этом игровом мире нельзя действовать наобум, чтобы добиться желаемого результата, ходы надо продумывать и иметь свою четкую стратегию развития.
  • Очень важно понимать, когда надо пустить в ход, а когда и попридержать ценные ресурсы, следить за действиями других игроков и учитывать их планы в своей стратегии.
  • В эту необычную игру можно играть и одному, в режиме “соло”, и с друзьями, используя обычный режим прохождения. Юным игрокам понравится “семейный” вариант правил, наиболее простой и понятный, доступный начинающим любителям настольных игр.
  • Всего же количество игроков варьируется от одного до пяти, а расчетное игровое время – около получаса на игрока.

Увлекательная и необычная, игра не дает расслабиться, держит в непрерывном напряжении и учит стратегически мыслить. В нее можно играть вместе с детьми, на дружеской вечеринке или на семейном празднике. Интересно, что в игре возможна ничья – если по результатам четырнадцатого раунда несколько игроков набрало одинаковое число очков Впрочем, ничто не мешает игрокам сыграть еще один, решающий раунд.

Итак, желаем вашей ферме процветания, а вам хорошего настроения и удачи.