Проект «Страна Мастеров. Игрушки-самоделки и творческие режиссерские игры детей дошкольного возраста

Игрушки из фетра своими рукаи — такая прелесть? И милые, и на ощупь приятные, и шьются быстро, хоть на машинке, хоть руками. Наша коллекция фетровых фигурок — «от бабушки», на все случаи жизни. На все сюжетные случаи. А каких нет, обязательно случатся.

Начиналось все с пальчиковых игрушек из фетра и флиса. Я попросила сшить набор, который бы подходил под многие русские сказки: чтобы были бабка и дед, кошка, мышка собака, ну и лесные звери: заяц, волк, медведь, лиса. Дальше коллекция разрослась.

Одни из первых — герои сказки «Колобок». Волк есть, он в розыске, куда-то спрятался.

Дополнительные лесные персонажи потянулись.

Актерский состав для «Репки»

Куриное семейство. Цыпленок с яйцом тоже имеются, но странствуют.

Новогодняя серия — пальчиковые герои новогодних историй, вместе со зверями могут рассказать немало.

«Три поросенка» были показаны ранее, . Там волк еще был с нами.

Насекомые, для сюжетных игр и знакомства с этим видом животных.

Большая компания морских обитателей. Вплоть до рыбы-свиньи.

Специально для Паши — транспорт. Когда был малышом, любовно перебирал. Да и сейчас играет, несмотря на обилие обычных транспортных игрушек. Эти же такие уютные!

Это моя лепта в коллекцию, погодные явления для сюжетных и географических игр. Я фетр шью руками, поэтому у нас никогда не попутаешь, кто что сотворил.

Наши любимцы — динозаврики.

Все это хранится в одном небольшом контейнере. Игрушки компактные, их много. Удобно брать с собой, когда почему-либо надо играть вне детской. Например, когда взрослые смотрят КВН, а детей надо чем-то тут же занять. Легко взять в дорогу, в гости.

Практически все сшито на машинке прямой строчкой или зигзагом, местами — с использованием бисера. Идеи взяты в интернете и переработаны. Кто еще не знает, как искать, вбиваете «…. из фетра своими руками», а вместо точек вставляете то, что собираетесь шить — продукты, зверей, птиц и так далее.

Кстати о продуктах. Фетровая коллекция еды, уже в моем исполнении — .

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. (см. приложение) Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.

Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста

Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. Они развивают пространственное и творческое мышление - в начале, придумывая сюжет, ребенок соотносит собственные желания и имеющиеся материалы, а затем осваивает пространство, придумывая нужные для игры постройки, ландшафты и пр. Кроме того, наблюдая всю ситуацию в целом, ребенок может увидеть любое событие или героя с разных точек зрения, а значит, оценить с разных сторон и собственный опыт.

Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".

Малышам около трех лет подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве

- матрешки по русским народным сказкам;

- объемные "сказочные" пазлы или небольшие деревянные наборы в коробке;

- наборы из дерева в ларце, домике и пр. (как правило, это наборы игрушек для пальчикового театра, но их можно использовать и просто для режиссерской игры);

- шнуровки с персонажами и элементами ландшафта ;

- текстильные наборы - мягкие домики с жителями или транспортные средства с пассажирами .

Детям 4-х - 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы отечественного производства , которые так и называются "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Они легко сочетаются между собой и с другими игрушками, открывая ребенку широкие возможности для реализации собственного замысла.

Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома с целой семьей и всем необходимым . Сегодня в продаже можно встретить самые разные варианты. Встречаются деревянные дома с небольшими фигурками, с ручками и ножками на проволоке, пластиковые и даже текстильные домики со всей утварью и жителями. В некоторых магазинах можно увидеть подобные обширные наборы для игры в ферму, зоопарк.

Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования . Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п. playmobil. Благодаря качеству исполнения и особым техническим свойствам, некоторые из таких игрушек могут использоваться для игры в песке и воде.

Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения : всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т.п.

Как выбирать?

При покупке любых наборов для режиссерской игры, стоит обратить внимание на качество исполнения игрушек, их надежность.

Для малышей около трех лет лучше выбирать игрушки покрупнее - для них очень важна возможность манипулировать куклой и ее атрибутами. Для детей от пяти лет подойдут наборы с более мелкими деталями – в этом возрасте ребенку достаточно производить условные перемещения игрушек, остальное он может додумать, сфантазировать.

Основные требования к персонажам - условность облика и устойчивость. Также расширяются возможности игры, если у героев двигаются руки и ноги, предусмотрена специальная форма «ладошек», позволяющая удерживать другие предметы.

Готовые домики и другие постройки должны иметь достаточно большой размер и открытую конструкцию, чтобы ребенок мог осуществлять игровые действия внутри них. Так, например, удобны домики с откидной крышей или с широкими отверстиями в ней.

Пластиковые наборы для режиссерской игры часто содержат множество дополнительных миниатюрных аксессуаров. Как правило, они только отвлекают от игры, и их лучше заменять предметами неопределенного назначения, чтобы ребенок могвключить собственное воображение.

Кукольный театр

Игра-драматизация представляет собой разновидность сюжетной игры. Ее специфика состоит в том, что она рассчитана на зрителя (ими могут оказаться взрослые, друзья малыша или любимый мишка с куклой). Такая игра требует «работы на публику» и развивает в ребенке артистизм, творческие способности, обогащает речь. Кроме того, для того чтобы создать собственный спектакль требуются умение планировать свои действия, уверенность в себе и различные технические навыки. Игра-драматизация может развиваться по заданному сюжету (например, сценарию по сказке или мультфильму) или представлять собой разыгрывание сценок, придуманных самим ребенком, но, в любом случае, для нее пригодятся игрушки-артисты.

В возрасте около 2,5 лет , полезно разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек для малыша. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д. В продаже также встречаются мягкие и картонные книжки с персонажами на веревочке или пальчиковыми куколками. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры ребенка.

С 3-х лет можно предложить малышу для самостоятельного использования куклы на палочке . Найти их в готовом виде в продаже сложно, зато легко мастерить самим из картона (воспользуйтесь нашей подсказкой) или сделать из пальчиковых деревянных игрушек , посадив их на карандаши.

Материалом для игры и мини-спектаклей может стать аналог фланелеграфа , который часто используется на занятиях в д/с. Изготовленные из фетра или более толстого войлока фигурки помещаются на экран из того же материала и переставляются на нем, в соответствии с сюжетом. За счет ворсистой поверхности сваленной шерсти они легко сцепливаются между собой, благодаря чему элементы не скользят, а надежно крепятся к вертикальной поверхности.

Кукол на пальчик для своих представлений малыши с удовольствием используют с 4-х лет . В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей.

В продаже втречаются самые разные наборы пальчиковых игрушек. Куколки бывают деревянные, мягконабивные с карманом сзади, из ткани или вязаные. Как правило, игрушки в наборе объединены сюжетом сказки или истории и прячутся в соответствующую «емкость». Это может быть как Теремок или домики для поросят, так и мягкий автобус или замок.

Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви с вырезанным дном.

Пальчиковый театр можно полностью смастерить самим, подробнее об этом читайте в соответствующем разделе нашей Волшебной Мастерской.

Куклы шагающего театра также одеваются на пальцы, подвижными при этом оказываются ножки персонажей. Чтобы фигурки шагающего театра пошли, достаточно просунуть пальцы в петли у них на ногах и начать ими двигать.

Настольно-плоскостной театр также подходит детям начиная с четырех лет . И представляет собой картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей. Как правило набор «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т.п.

Конусный и другие виды объемного бумажного театра продаются в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Такие наборы можно отнести и к материалам для творчества, ведь малышу нужно самостоятельно «собрать» игрушки, пусть и по образцу. Проявить собственную фантазию можно при раскраске или украшении готового корпуса фигурок аппликацией. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок.

Удачной альтернативой такому настольному театру могут также могут стать куклы-статуэтки или животные - деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Для детей от 5-6 лет предназначены куклы «бибабо» . Это перчаточные куклы, которые, как правило, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма, иногда игрушки полностью текстильные. Такие куклы не просты в использовании, но и возможности их практически не ограничены. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы: удивляться, «ныть», хохотать и смотреть «букой». Все, что может испытывать ваш ребенок, может выразить такая кукла.

Для того, чтобы создать простой аналог такой игрушки самим, понадобятся обычные перчатки и шарики для пинг-понга. Нарисуйте на шарике смешную рожицу, и вырежьте в нем небольшое отверстие диаметром чуть толще пальца. Шарик-головку одеваем на перчатку - и кукла готова!

Куклы-марионетки требуют искусного управления, они подходят детям от 6-ти лет и старше . Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Как выбирать?

Еще один важнейший фактор при выборе игрушки - ее качество. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.

При выборе деревянных пальчиковых игрушек обратите внимание на качество обработки материала и размеры. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

При покупке перчаточных кукол обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Она должна плотно сидеть на указательном пальце и ребенок должен легко ее удерживать. Это очень важно помнить т.к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребенку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.

Ольга Митина
Проект «Страна Мастеров. Игрушки-самоделки и творческие режиссерские игры детей дошкольного возраста»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Страна Мастеров. Творческое художественное конструирование из бросового (бытового) и других оригинальных материалов и ненужных вещей с целью развертывания режиссерской игры».

2. Участники проекта: воспитатели группы №6 «Веселая семейка», дети, их родители.

3. Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.

5. Место проведения: г. Москва, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372.

7. Возраст детей: 4-5 лет.

8. Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная творческая художественная и игровая деятельность, творческие мастерские, кружок «Страна Мастеров»

Проблематика и актуальность проекта:

В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т. п., современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.

Еще одна причина того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные, а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

Кроме того, современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.

Пояснительная записка

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других нетрадиционных материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки, которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).

Первая часть проекта объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге появляется целая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла. На основе созданных в процессе творческого конструирования и художественного ручного труда поделок организуется детская сюжетно-ролевая режиссерская игра. «Страна Мастеров» становится местом, где разворачиваются интереснейшие сюжеты и происходят самые разнообразные события.

Цель проекта:

Формирование творческих способностей, воображения, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) расширить знания детей о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; б) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.

2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда в связи с использованием созданных конструкций в режиссерских сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек», «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».

Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Творческая ролевая игра

В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы:

Игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми);

Игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами).

К творческим играм относятся: сюжетно-ролевые, строительные игры, игры-драматизации или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр).

Режиссерская игра : в режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.

Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр:

Режиссерские сюжетные игры,

Театрализованные игры с персонажами-игрушками.

Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

Персонажи :

Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. ; для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки –куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т. д.).

Пример: Набор игрушек-самоделок для режиссерских игр на тему «Жизнь нашего города»

Включает в себя:

1. «Маркеры пространства» : дома, оклеенные цветной бумагой с открывающимися окнами и дверью, «переносные» автомобильные дороги из картона (проезжая часть) с разметкой и пешеходными переходами, ограждения, деревья и пр. ;

2. Предметы-фигурки : люди – представители разных профессий в характерной для них одежде, выполненные из катушек с использованием пуговиц, ткани, крышечек и контейнеров киндер-сюрпризов (для головных уборов,

3. Предметы, определяющие события (сюжеты) – обычные и специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарная машина, грузовые автомобили разных моделей для транспортировки грузов, с открытым и закрытым кузовом, все детали функциональны – открываются, движутся и т. п., присутствуют главные атрибуты спецтранспорта («мигалки» спецсигналов и пр.).

Тема: «Спасатели» , возможные сюжеты – «Срочный вызов на пожар», «Врачи скорой помощи»

Примерный сценарий игры (развертывание сюжета): В одном из жилых домов из-за неосторожного обращения людей с огнем произошел пожар. На место происшествия приезжают спасатели-пожарные, они эвакуируют из здания людей, чтобы никто не получил ожогов и не задохнулся в дыму. Потом они приступают к тушению пожара. Его удается быстро ликвидировать, потому что все действовали сообща, каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира находилась на третьем этаже.

Возможное продолжение (расширение сюжета) – возникновение новой проблемной ситуации: 1. Командир пожарной команды пострадал во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи «увозят в больницу. 2. Пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или были залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь отремонтировать квартиры и т. д.

Роли, действующие лица сюжета, персонажи:

Пожарные, выполняющие разную работу

Жильцы дома, в котором возник пожар

Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей

Милиционеры (сотрудники ГИБДД)

Врачи скорой помощи, медсестры в больнице

Водители специального транспорта

Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе

Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов

Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

Игровые действия:

Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей)

Управлять спецтранспортом

Собирать необходимые инструменты

Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием

Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т. д.

Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т. д.

Другие темы и сюжеты:

«В деревне»:

У бабушки и дедушки в гостях

Ухаживаем за домашними животными

Варианты театрализованных игр:

Сказочная деревня

Каникулы в Простоквашино

Игры по мотивам народных сказок

«В лесу»:

Медведица заботится о своих медвежатах

Сказка «Три медведя»

Лесные звери готовятся к зиме

Семейный поход в лес

Повадки диких животных

«Дом-семья-квартира»:

Нам привезли мебель

Новая бытовая техника

«Наша Армия»

«Космодром»

Комбинирование сюжетов:

С первоначальным тематическим набором, созданным для обыгрывания определенной темы (проигрывания одного сюжета, дети играют только первое время. Затем замыслы и цели игры меняются, игрушки нескольких тематик соединяются в одной игре, комбинируются, замещаются другими согласно игровой задаче, дополняются какими-либо предметами.

Дети могут придумывать сюжеты, в которых сочетаются реальные и сказочные, фантастические события, игрушки таких тематик, как «Дом – семья» и «Дикие животные леса», «Транспорт» и «Строители».

Игровой набор «Улицы города» может на время превратиться в «Цветочный город Незнайки и его друзей», макет леса для игр с дикими животными – основой для творческой игр по мотивам мультфильмов про Винни-Пуха.

Варианты комбинированных сюжетов (темы «Транспорт», «Строительство» и «Путешествия»):

Строим новую школу

Поездка на поезде к бабушке

Мы перевозим грузы

Театрализованные игры (включая проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры, а также кукольный театр по сказкам «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк»):

Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол

Театр ложек

Итак: Значение режиссерской сюжетной игры с использованием игрушек-самоделок -

Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник-изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.

Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания.

Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей.

Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали и т. д.

Методическая литература

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981.

Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2006.

Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Краснощекова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб. : Питер, 2009.

Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Обруч, 2012.

Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2012.

Щербакова Е. И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М. : Просвещение, 1984.

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

Преимущества игры.

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе

Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

Группа: II младшая.

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

  • Образовательные :
  • учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
  • учить воспроизводить действия персонажей сказки;
  • учить детей быть актерами во время игры;
  • совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
  • учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
  • Развивающие :
  • развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
  • развивать у детей познавательные способности в процессе игры;
  • развивать воображение, память, произвольное движение рук.
  • Воспитательные :
  • учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
  • учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.

Предшествующая работа:

  • Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
  • Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание потешек, русских народных песенок.
  • Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

План работы:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.

Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.

Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

II. Режиссерская игра

Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».

И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.

Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.
Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери: А ты нас не раздавишь?
Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.
Вместе: Ну, так влезай.
Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?
Дети: Мы построим новый теремок.
Воспитатель: А из чего можно построить его?
Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.
Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.

Все звери несут кирпичики.

Воспитатель : И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.

Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в средней группе

Программное содержание :

  • Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  • Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
  • Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
  • заучивание скороговорок на четкость дикции;
  • дыхательные тренинги;

4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;

5. подготовка реквизита.

Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Ход:

1.Игровая мотивация

Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)

Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.

2. Организация настольного театра

Педагог: Ребята, прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры,художник, музыканты и т.д.) Кто такой режиссер? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).

Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.

Педагог и дети выбирают режиссёра

Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

3. Расстановка реквизита

Последовательность: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

4. Показ сказки

Режиссёр : Итак, сказка начинается…Жили-были муж да жена. И были у них дочка Машенька да сынок Иванушка. Как-то раз родители уезжали в город и наказывали дочке, чтобы она не ходила со двора, не оставляла братца одного. За это они вернутся домой с подарками. Но не послушалась девочка родителей; как только они уехали, она посадила братца у окна, а сама побежала к подружкам. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и улетели. Вот вернулась Машенька

А братца-то нет! Только метнулись вдали гуси-лебеди и пропали. Догадалась девочка, кто унес её братца. Бросилась Машенька искать-догонять их. А на пути у неё печка.

М.: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

П.: Поешь моего ржаного пирожка, скажу.

М.: У моего батюшки и пшеничные не едятся.

Ничего не сказала ей печка. Побежала девочка дальше, на пути у неё яблоня.

М.: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Я.: Поешь моего лесного яблочка, скажу.

М.: У моего батюшки и садовые не едятся.

Ничего не ответила ей яблоня. Побежала сестрица дальше. Повстречала молочную речку кисельные берега.

М.: Речка, речка. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Р.: Поешь моего молочка с кисельком скажу.

М.: У моего батюшки и сливочки не едятся.

Опять ничего не узнала Машенька. Бежит она дальше. Прибежала к дремучему лесу, как быть? Тут навстречу ей ёжик.

М.: Ёжик, ёжик, подскажи, куда гуси-лебеди улетели?

Ё.: Видел я этих разбойников, служат они Бабе, верно они утащили твоего братца, пойдем, покажу дорогу.

Показал Ёжик дорогу, а сам ушел в лес. В дремучем лесу стояла избушка Бабы-яги, а рядом на лавочке сидел её братец и играл яблочками. Схватила девочка Иванушку и бегом из леса. Заметила Баба-яга пропажу и послала помощников своих в погоню. Бежит Машенька, а тут речка.

М.: Речка, речка, спрячь нас.

Р.: Поешь моего молочка с кисельком.

Поели сестра с братцем, речка их и спрятала под крутым бережком. Полетали Гуси-лебеди, ничего не заметили, дальше полетели. Поблагодарили дети речку, опять побежали. А Гуси вернулись, догоняют Машеньку и Братца. В поле яблоня стоит, они к ней.

М.: Яблоня, яблоня, спрячь нас.

Я.: Поешьте моего лесного яблочка.

Съели дети по яблочку, укрыла своими ветками и листочками их яблоня. Полетали гуси над яблоней, ничего не заметили, прочь улетели. Бегут дети дальше, на пути им печка.

М.: Печка, печка, спрячь нас.

П.: Съешьте моего ржаного пирожка, спрячу.

Поели сестрица с братцем порожков. Спрятала их печка, полетали гуси над печкой, полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и вернулись к Бабе-яге. А Машенька с братцем вернулись домой, да вовремя. Тут и мать с отцом приехали подарки привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!

Педагог : Вот какая поучительная сказка о том, как важно слушаться родителей. Понравились тебе, Шарик, наши артисты? Артистов попросим на поклон.

Воспитатель и дети вместе складывают реквизит на место и играют с шариком.

Конспект режиссерской игры

для детей старшего дошкольного возраста:

«Мишкин День Рождения»

Цели:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры
  • Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером
  • Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).
  • Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки
  • Развивать интерес к режиссерским играм
  • Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.
  • Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей) ,

моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети: Да!

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель : Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада. Вот,что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: « Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: « А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил « Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы « Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?»

Пчела ответила: « С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!»

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети : Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки - заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки» в подготовительной группе детского сада

Цель занятия:

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли.

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.

Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Материал:

Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком, сорока, баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» - подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

- «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

- «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

- «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

- «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

- «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

- «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

- «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

- «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».