Игры в походе. Игры в автобусе, на прогулке, в походе, подвижные игры на свежем воздухе Чем занять детей в походе 11 лет

Коллекция командных игр пригодится не только в походе, но и в туристическом лагере. Их можно использовать и при небольшом, и, наоборот, при значительном числе участников (если вдруг в поход отправилось несколько классов). Участие ребят в общей игре решит сразу множество воспитательных задач, создаст атмосферу веселья и импровизации.

Али-Баба

Все желающие поиграть в эту игру делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу, повернувшись лицом к противнику. Расстояние между командами – не меньше 5 м. Затем происходит диалог:

1-я команда. Али-Баба!

2-я команда. О чем слуга?

1-я команда. Пятого, десятого такого-то сюда (называют имя того, кто им нужен).

После этого все в первой команде берутся за руки. А игрок из второй команды, тот, чье имя назвали, должен разбежаться и с первой попытки прорвать в любом месте ряд первой команды. Если ему это удается, он забирает в свою команду одного из тех, через кого прорвался. А если он не сумел разорвать цепь игроков, то сам переходит в команду противника.

Побеждает команда, которая сумела собрать у себя всех игроков.

Казаки-разбойники

Классическая командная игра, прабабушка всех военно-спортивных игр. Для этой игры чем больше участников, тем лучше.

Все, кто собирается играть, определяют границы территории, на которой будет происходить игра, и делятся на две приблизительно равные команды – казаков и разбойников. Команды выбирают себе отличительные знаки. Казаки, например, могут играть с нарукавными повязками или в похожих кепках, а разбойники могут повязать на головы платки-банданы или ленты.

Теперь можно начинать игру. Разбойники бегут прятаться. По дороге они рисуют стрелки и оставляют другие метки, которые предназначены не столько для того, чтобы показать, куда они побежали, сколько для того, чтобы запутать преследователей, сбить их со следа.

Казаки тем временем выбирают и готовят место для тюрьмы, в которую будут заточать пойманных разбойников. Размеры тюрьмы должны быть такими, чтобы в ней могли поместиться все разбойники. Границу тюрьмы либо обводят чертой, либо обозначают палками или камнями.

Когда тюрьма готова, пора ловить разбойников. Дело это совсем не простое, ведь разбойника нужно не только увидеть, но и запятнать. Если казак сумеет дотронуться до разбойника, тот должен немедленно остановиться. Взяв пленника за руку, его ведут в темницу. Вырываться нельзя, но если казак сам отпустит руку разбойника, тот может убежать. Постепенно в темницу попадает несколько разбойников.

Но не все так просто. Разбойника, которого ведут в тюрьму, могут выручить товарищи. Для этого им нужно подкрасться к казаку-конвоиру и запятнать его. В этом случае казак должен отпустить пленного и не имеет права преследовать убегающих разбойников. Впрочем, все может кончиться и по-другому. Ведь если казак первым запятнал разбойника-выручальщика, то он отведет в тюрьму сразу двоих.

Разбойники, попавшие в темницу, могут покинуть ее только в одном случае – если кто-либо из непойманных товарищей коснется их рукой. Поэтому казаки всегда оставляют около темницы нескольких часовых.

Вызволить разбойника из темницы – дело очень трудное и опасное. Ведь самое большее, что может сделать пленный, который заметил приближающегося товарища, – это подойти к границам тюрьмы (но не пересечь их). А охрана может перемещаться как угодно.

Поэтому обычно на освобождение пленных отправляется целая группа разбойников: одни отвлекают караул, а другие пятнают узников.

Игра ведется либо до поимки всех разбойников, либо, что бывает гораздо чаще, до тех пор, пока казакам и разбойникам не пора будет идти домой.

Волки и медведи

Командная игра в догонялки, в которой самым важным качеством является не скорость, а самообладание, сообразительность и хорошая реакция.

Все участники игры делятся на две команды. Первая команда – волки, а вторая – медведи.

На земле или на асфальте отмечаются 4 линии: 2 стартовые (засады) и 2 финишные (дома).

Звери занимают места по линии старта лицом друг к другу. Ступня одной ноги каждого участника должна быть в нейтральной зоне.

Ведущий (самый старший или просто опытный игрок), никого не предупреждая, выбирает одну из команд и громко говорит: «Раз, два, три… Волки!» (или: «Медведи!»).

Игроки названной команды устремляются в погоню, а другие убегают в сторону дома. Тот, кто перешел линию финиша, может чувствовать себя в безопасности – пятнать его уже нельзя. А те, кого успели запятнать, выбывает из игры. Так заканчивается первый кон. Оставшиеся занимают свои места в засаде, и игра начинается снова.

Игра продолжается до тех пор, пока в командах есть хотя бы по одному игроку. Если долгое время не удается никого запятнать, игра заканчивается. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Море волнуется… Раз

Ведущий на время игры становится повелителем морской стихии. Он громко произносит: «Море волнуется, раз!» Все участники бегают вокруг. «Море волнуется, два!» – говорит ведущий. Участники, двигаясь, начинают изображать кого-либо или что-либо, связанное с морем: кита, чайку, парусник, медузу и т.д. «Море волнуется, три!.. Морская фигура, на месте замри!» Все играющие замирают в позах, изображающих выбранные фигуры.

Ведущий обходит участников и выбирает самую выразительную фигуру, автор которой становится новым ведущим.

Игра повторяется сначала. Но на этот раз ведущий может задать тему для создания фигур, сказав, например: «Фигура… осьминога, на месте замри!»

Каждый следующий ведущий придумывает для фигур все новые и новые образы, которыми могут стать звери, птицы, растения, сказочные персонажи, герои мифов и мультфильмов, представители разных профессий, популярные артисты и т.д.

Воробьи и вороны

В этой игре могут принимать участие 6–12 игроков. Чем больше участников, тем интереснее игра. А еще для игры понадобятся предметы двух видов, например кубики и мячики.

Участники игры выстраиваются на площадке в колонну по одному на расстоянии шага друг от друга. Они делятся на две команды, рассчитываясь на первый-второй. С правой стороны колонки выкладывают в линию кубики, с левой – мячики. Предметов с каждой стороны должно быть вдвое меньше, чем игроков.

Игра начинается с того, что все по команде ведущего выполняют разные упражнения: «руки вверх», «руки в стороны», «присесть» и т.д. Затем ведущий громко по слогам произносит одно из слов: «воробьи» или «вороны». Если он говорит «Во-ро-ны», то на слог «ны» все играющие бросаются к кубикам и стараются захватить их. Если ведущий говорит: «Во-ро-бьи!», то при слоге «бьи» все бросаются к мячикам. Каждый игрок, который захватил предмет, приносит своей команде один балл. Обычно проводят 7 конов игры. После этого подсчитывают баллы и определяют победителя.

Карусель

Участники игры встают в круг. Некоторые держат в руках спортивные снаряды (мячи или летающие тарелки, а еще лучше – и то и другое). Количество спортивных снарядов зависит от количества игроков. Если участников от 2 до 6, достаточно 2 снарядов, если участников больше 6, число снарядов можно увеличить до 3. Участники начинают одновременно перебрасывать мяч и тарелку друг другу в одном направлении. Бросают всегда ближайшему товарищу. Если он замешкался, партнер должен подождать.

Барсуки, или Прятки наоборот

Это, наверное, самый забавный вариант игры в прятки.

Игроки разыгрывают, кто из них будет барсуком, а также очередность выхода на охоту. Затем все отворачиваются, закрывают глаза и считают до 24, а барсук тем временем прячется.

После этого на его поиски отправляется первый охотник (остальные в это время должны стоять отвернувшись). Если за оговоренное время (например, за 1 минуту) барсук не найден, то игрок возвращается к охотникам. Причем разговаривать ему нельзя.

Но если барсук обнаружен, охотник, вместо того чтобы выгнать его из норы, сам прячется вместе с ним! Через минуту искать барсука идет второй охотник, потом – третий и т.д. Надо сказать, что к концу игры в норе бывает довольно тесно. А самое трудное для всех – не расхохотаться и не выдать свое убежище охотникам.

На одном из школьных родительских собраний мамы и папы обсуждали очередные проблемы взаимоотношений с подрастающими детьми. Вздыхали, что, мол, не просто с ними, тринадцатилетними. Сетовали на грубость, упрямство, непослушание... Дискутировали, спорили, искали пути сближения с детьми. И постановили отправиться всем классом в маленький однодневный поход в лес. Что бы и дети, и родители, и каша на костре, и совместные игры... А для того, что бы мероприятие было еще интереснее и веселее, решили устроить для детворы посвящение в туристы. Этот рассказ - руководство к действию, своего рода сценарий для праздника на природе, который можно провести с ребятами. Он может стать основой и для проведения детского дня рождения на природе, и для семейного пикника в лесу.

В путь!

Поход наш получился не таким, как задумывалось изначально, но он все равно удался на славу. К оговоренному воскресенью большинство родителей оказалось занято какими-то важными и неотложными делами. В результате в лес из взрослых отправились классная руководительница Ирина Михайловна, папа-энтузиаст из числа опытных туристов и трое активных родителей, среди которых я и мой муж. Сбор возле школы в 9-00, все необходимые продукты закуплены, погода радует чистым небом и ярким солнышком. Стартуем пешком, благо до ближайшего леска 40 минут ходу.

Облюбовав симпатичную полянку среди молодых сосен, разбиваем наш нехитрый лагерь. Дети расстилают покрывала, бросают сумки и рюкзаки и тут же убегают: мальчишки играть в футбол, девчонки - за них "болеть". Мы пока им не мешаем, даем возможность немного побегать. Затем командуем общий сбор. Дети возмущается. Они очень взрослые и мудрые, они хотят, что бы их оставили в покое, им не нужны наши игры... Приходится проявить жесткость и отобрать на время футбольный мяч. Все на сбор дров! Сначала плетутся нехотя, потом немного оживляются. Тащат сухие ветки, рубят их на дрова, красуются друг перед другом и перед девочками. Девчонки активно участвуют и тоже пытаются махать топором. Бросаем жребий и выбираем двух дежурных по кухне. Они отправляются чистить картошку. Остальные помогают разводить костер. Мяч забыт... Через некоторое время у дежурных появляется несколько добровольных помощников из числа... мальчишек. Мы исподтишка наблюдаем и посмеиваемся, как неумело, но с каким азартом они мучают несчастную картошку, пытаясь ее почистить. Отнимают друг у друга ножи и, похоже, получают от чистки огромное удовольствие... Мамы, ну почему ваши маленькие мужчины впервые чистят картошку в 13 лет?

Когда все хозяйственные работы закончены, переходим к культурной программе.

Разминка

В качестве разминки предложили ребятам посоревноваться, кто больше знает слов на туристскую тематику. Каждая команда называет слова по очереди до тех пор, пока кому-то больше нечего будет сказать. Слов вспомнили много. Затем, памятуя о том, что настоящий турист должен быть умным и сообразительным, каждой команде была дана туристская задачка. На решение - 3 минуты. Итак, задачи:

"Собираясь в сложный поход, турист положил в свой рюкзак много всякой всячины

  • спальник, коврик, одежды и др. личного снаряжения 12 кг;
  • крупы, сухарей, консервов и др. продуктов 13,5 кг;
  • палатку, топор и др. общественного снаряжения 8,5 кг.
Сколько весил рюкзак туриста, когда он окончил поход, если известно, что все продукты были съедены, топор весом 2 кг утерян, а на дне рюкзака оказался электрический утюг весом 4 кг, который туристу положила заботливая младшая сестренка, чтобы его брюки и шнурки в походе были всегда наглажены?"

"На тренировке опытный турист одевает одну лыжу за 20 секунд, а снимает за 10 секунд. Сколько времени затратит опытный турист при 30-кратном выполнении упражнения на снимание и одевание пары лыж? Сколько пар лыж наденет опытный турист за 10 минут?"

Следующим был конкурс пантомимы. Командам было предложено изобразить палатку. Родители выступали в качестве жюри. Они просили показать, что будет с палаткой, если пойдет дождь или налетит ветер. Вторым заданием было изобразить манную кашу. Ребята проявили недюжинное актерское мастерство, победила дружба, и весело было всем.

Первая медицинская помощь

После небольшого предисловия о том, что в походах иногда случаются травмы, и нужно уметь оказать первую помощь пострадавшему, устраиваем веселую медицинскую эстафету. Каждая команда выбирает самого легкого участника. Им выпадает участь быть "пострадавшими". Команды выстраиваются в две колонны. Два человека, стоящие первыми, скрепляют руки "стульчиком", "пострадавший" усаживается. По команде "Марш!" игроки несут своих "пострадавших" до заранее оговоренного дерева, обегают вокруг него и возвращаются к своей команде, пересаживая "пострадавшего" на следующие "носилки". Чья команда быстрее справилась с заданием, та и победила. Если у детворы возникнет желание еще побегать, предложите им еще одну эстафету. Для нее понадобится по футбольному и волейбольному мячу для каждой команды. По сигналу, первые игроки начинают бежать к обозначенному дереву, ведя ногами футбольный мяч и подбрасывая волейбольный. Оббежав вокруг дерева, они возвращаются к команде и передают мячи следующему игроку. Если какой-то из мячей откатится в сторону или упадет, его нужно поднять и продолжить эстафету. Эта игра непростая, но очень-очень веселая.

После эстафеты наших "туристов" ждало еще одно испытание. Каждая команда получила по рулончику туалетной бумаги. Теперь несчастных "потерпевших", которые уже действительно натерпелись, неоднократно падая с "носилок", нужно было еще и как следует "перевязать" - обмотать с ног до головы бумагой. Команды принялись за дело. И вскоре у них получились две симпатичные, аккуратненькие "мумии". Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, "пострадавших" было решено, наконец, пожалеть и размотать. А обрывки бумаги собрать и отправить в костер, что бы не нарушать чистоту окружающей природы...

Главное - это маскировка!

Уж не знаю, зачем туристам нужно уметь маскироваться, но все согласились, что нужно и точка! Очень уж задание пришлось всем по вкусу. Итак, каждая команда должна была отправиться в глубь леса и за 10 минут замаскировать одного из своих собратьев. А родительское жюри маскировку осматривало и оценивало. Команды подошли к заданию творчески. В результате, мы несколько минут безуспешно искали одного из замаскированных, петляя среди молодых сосен. Оказалось, что его посадили в песчаную яму и полностью завалили сосновыми ветками. Вот так маскировка! Вторая команда решила проблему иначе. Их игрок был полностью одет в "наряд" из веток. И даже во рту у него торчала шишка. Ну, как здесь выделишь какую-то одну команду? Конечно, опять победила дружба!

Следующим событием по сценарию было явление лесной нечисти - переодетых в леших и кикимор родителей. Но, из-за того, что большинство предполагаемых артистов осталось дома, сценарий пришлось менять на ходу. Собрав всех ребят, мы объявили им, что в районе нашего лагеря была замечена лесная нечисть: леший, русалки, кикиморы. Они явно что-то замышляют, и мы должны им помешать. А для этого очень важно соблюдать "обознатушки": разодеться в "пух и прах". Что тут началось! Дети с визгом и хохотом менялись обувью и футболками, переодевали кроссовки с левой ноги на правую, выворачивали одежду на изнанку, наматывали на голову куртки, украшались еловыми ветками и сажей. Особенно эффектно смотрелись мальчишки, которые рискнули поменяться одеждой с девочками. Пока детвора перевоплощалась, мы готовились к главному событию дня - ритуалу посвящения в туристы...

Лесной эликсир

На полянке, скрытой кустами, полным ходом шли приготовления: "гримировали" Ирину Михайловну и готовили "огненный эликсир туриста" (бутылка пепси-колы, пол пачки соли и пакет кетчупа). По рецепту полагалось добавить туда еще "немного дорожной пыли", но решили все-таки сжалиться над детворой. Когда все наши "обознатушки" были в сборе, мы объявили выход "лесной феи". Под всеобщий хохот Ирина Михайловна, завернутая в покрывало, с еловыми ветками и "боевой раскраской" прошествовала вдоль строя и произнесла следующую речь: "Я, владычица 8-Б класса, хозяйка первого кабинета, укротительница "тупых углов" и "рваных кроссовок" в этот знаменательный день повелеваю: испить этот огненный лесной эликсир туриста, что бы жизнь в походе не казалась сладкой. Что бы быть дружными, собранными туристами в натуре. Ритуал посвящения начать!" После этого каждый "посвящаемый" получил по ложке "огненного напитка". Да уж, не сладко, оказалось, быть туристом...

У костра

А тут и походная каша подоспела. Отыскать большой котел нам не удалось, поэтому кашу варили в ведре. Но по всем правилам: пшенную, с тушенкой, яйцами и настоящим дымком костра. Проголодавшиеся туристы, гремя мисками, выстроились в очередь. Первую порцию "смели" в считанные секунды. Добавку ели уже медленно, рассевшись вокруг костра и обмениваясь впечатлениями. А мы развлекали детвору байками из походной жизни и смешили туристскими фразами вроде "среднестатистический микроб добегает до упавшего на землю хлеба за 7 секунд". А потом начали играть в данетки. Эта забавная игра не только веселое развлечение. Она активизирует творческое мышление. Итак, ведущий рассказывает какую-то ситуацию. Например, такую: "Один человек жил на 10-м этаже. Каждый раз, возвращаясь домой, он поднимался на лифте до 8-го этажа, а дальше шел пешком. Почему?" Теперь игроки пытаются выяснить недостающую информацию и отгадать ситуацию. Для этого они задают вопросы ведущему, на которые тот может отвечать только: "Да", "Нет", "Не имеет значения" или "Некорректный вопрос" (если на вопрос нельзя ответить ни да, ни нет). Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не прояснит ситуацию. А ответ предельно прост. Этот человек очень низкого роста (варианты: карлик, ребенок) и не достает до кнопки десятого этажа.

Если вы тоже захотите попробовать поиграть в эту веселую игру, вот вам для начала несколько "детских" ситуаций-загадок.

  • Он и она в красном. Кто они? (Серый волк и Красная шапочка)
  • Я встретил ее случайно. Я пытался ее достать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес ее домой в руке. Объясните, о чем речь (Заноза)
  • Жил-был парень Билл. У него была Мери, которую он очень любил. Однажды, когда Билл был в кафе, разразилась сильная гроза. Когда Билл вернулся домой, он увидел распахнутое окно и лежащую среди осколков стекла в луже воды мертвую Мери. Что произошло? (Мери - рыбка)
  • Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой. Спрашивает: "Шесть?" - "Нет, семь!" О чем разговор? (Гитара)
  • Чтобы увеличить спрос на картофельные ножи, одна фирма придумала способ, чтобы они быстро пропадали у хозяйки. Что это за способ? (Ножи были разрисованы под очистки)
  • От тщеславия она лишилась пищи. Кто она? (Ворона из басни Крылова "Ворона и лисица")
  • Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг он вскочил и побежал, громко крича... (Ученик на уроке боится, что его спросят. Звенит звонок...)

А потом пришло время собираться в обратный путь, но ребята выпросили у нас еще час, что бы поиграть в какую-то придуманную ими игру, наподобие "Зарницы" из нашего пионерского прошлого. Каждая команда прятала в укромном месте карту, оставляя в разных местах записки-подсказки. Пока детвора гоняла по лесу в поисках карт, мы обсуждали возможность настоящего многодневного похода со всем классом. Ведь посвящение в туристы должно иметь свое логическое продолжение...

Вы отправились с детьми в поход, и чтобы там вам было весело и интересно мы предлагаем сценарий похода.

Ведущий : Сейчас мы с вами отправимся в поход. Каждый бывалый турист знает, что необходимо взять с собой. Вот и вы сейчас должны быстро написать, что возьмете с собой в поход.

Участники пишут на листах бумаги предметы, которые они взяли бы в поход, например: рюкзак, спальник, кружку, ложку, фляжку с водой, полотенце, сменные носки, футболку и т. д., затем озвучивают написанное.

Ведущий : А теперь по очереди (в кругу) назовите, какие вы знаете правила поведения на природе.

Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.

Нельзя рвать цветы в больших количествах.

Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

Нельзя купаться, если водоем незнаком — там могут быть воронки и глубокие места, осколки стекла, камни и коряги на дне.

Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.

Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жуков и других мелких обитателей леса.

Ведущий: А теперь проверим, кто больше знает растений, цветов, кустарников, деревьев на букву «К» (клен, калина, крапива, крушина, крыжовник, колокольчик, конский щавель, кровохлебка, копытень, камыш и т. д.).

Кто больше назовет названий луговых цветов {колокольчик, иван- да-марья, одуванчик, цикорий, тысячелистник, ромашка и т. д.).

Узнай меня

Командам раздают по несколько карточек с названиями деревьев и кустарников. Одна команда должна описать изображенное дерево или кустарник, не называя его, а другая — угадать растение по его характеристике.

Кто это?

Одна команда показывает мимикой, жестами задуманное животное, другая должна его отгадать.

Мы идем и поем

Кольцовка песен о природе.

Рисуем вместе

Команды на листе, который загибается после каждого участника, должны нарисовать животное. Первый рисует верхнюю часть, загибает ее, второй подрисовывает следующую часть. Или участники с завязанными глазами рисуют каждый свою часть: голову, туловище, лапы и т. д.

Приветствия

Ведущий: По пути домой мы вспоминаем всех, кого встретили, кто и как нас приветствовал.

Вышли мы на окраину и встретили корову (му-у-у).

Недалеко паслась лошадь (и-го-го).

Переходили дорогу гуси (га-га-га).

В маленьком озерце плавали утки (кря-кря-кря).

На краю леса жевала траву коза (бе-е-е).

В лесу на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю).

В чаще собирал малину медведь, он бормотал что-то,

чавкал, а увидев нас, заревел... (р-р-р).

Интересный рассказ

Команды пишут на листе бумаги по девять прилагательных. Ведущий берет у них списки и читает заранее составленный рассказ, вставляя прилагательные в том порядке, как они записаны.

В один... день мы решили сходить в... лес. И стали заранее к этому готовиться. Мы собрали... пищи, взяли... воды. И... утром вышли в... дорогу. Идя по лугу, увидели много... цветов, над ними порхали... бабочки, носился... запах. Мы все очень устали идти на... солнце и старались скорее

достичь опушки... леса. Зайдя в... прохладу леса, все очень обрадовались и стали осматриваться кругом. «Смотрите, какие здесь растут... кустарники, поют... птицы.

На привале мы съели всю... еду, отдохнули и пошли назад. Мы долго не забудем этой... экскурсии.

Игры на уборке мусора

Разделите ребят на команды, предложите им придумать названия и девизы, связанные с чистотой и бережным отношением к природе.

Команды собирают мусор на отведенной для уборки территории, каждая — в свою кучу. У кого куча больше, тот победил.

Проведите конкурс на самую неожиданную и оригинальную вещь, которая была найдена в процессе уборки.

Игра в пробки

1 вариант. Используются пробки от пластиковых бутылок. На расстоянии 1-2 м перед каждой командой выкопана ямка размером с пластиковую бутылку. У каждого играющего по пластмассовой пробке. Задача — не заступая за линию, попасть пробкой в ямку своей команды. Промахнувшийся забирает свою пробку и встает в конец очереди для следующей попытки. Побеждает команда, игроки которой раньше забросят все пробки в ямку.

2 вариант. Команды бросают пробки в одну ямку по очереди. Те, кто не попал в ямку с первого раза, загоняют свою пробку в ямку щелчками пальцев. Остальные считают количество щелчков. Побеждает команда, чье суммарное количество щелчков наименьшее.

В походе вам пригодятся лесные загадки , загляните сюда и запаситесь полезной информацией о лесе.

Эти игры просты и непритязательны. Но сколько же радости они приносят детям! И как полезно для них подвигаться во время перемены!

Уместны такие развлечения и во время внешкольных организованных развлечений.

КТО НЕ УСПЕЛ - ТОТ ОПОЗДАЛ

В крут диаметром 1 м становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади него лежит 8 небольших мячей (теннисных, небольших резиновых).

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, игрок должен подобрать как можно больше мячей. Затем, не выходя из круга, ловит волейбольный мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

ПОДБЕЙ МЯЧ НОГОЙ

Соревнующиеся, положив набивной мяч на подъем, производят бросок ногой.

Вариант. То же, но попасть мячом в корзину, стоящую на земле.

ЗАДОМ НАПЕРЕД

На одной линии размещают 7-9 кеглей с интервалом 0,5-0,7 м. Участник должен запомнить расположение булав, повернуться кругом и двигаться спиной вперед. Задача - обойти и не задеть кегли.

ПИСТОЛЕТ

Играющий берет в каждую руку по кружке, наполненной водой. Он должен вытянуть одну ногу и обе руки вперед (это положение называется «пистолет»), присесть на другой ноге и подняться, не пролив воды.

Вариант. То же, только задание выполняется на табуретке или скамейке.

КТО СИЛЬНЕЕ?

Участник, взявшись за спинку стула прямыми руками, должен медленно поднять его над головой и опустить. Побеждает тот, кто поднимет и опустит стул, не касаясь пола, большее число раз.

Вариант 1. Для проведения игры нужен ручной динамометр. Участники поочередно сжимают его в руке. Кто покажет лучший результат, тот и сильнее.

Вариант 2. Игра проводится у глухой стены или у баскетбольного щита. Игроки поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит).

ЗААРКАНЬ МУСТАНГА

Из двух резиновых скакалок делают аркан. На расстоянии, несколько меньшем длины аркана, ставят булаву (это «мустанг»). Задача играющего - заарканить булаву, подтянуть ее к себе и поднять до пояса. Касаться булавы руками не разрешается.

СНАЙПЕР

На высоте 1-1,5 м от пола подвешен мяч. Участники, расположившись на расстоянии 3-5 м от цели, должны поразить ее бросками теннисного мяча. Каждому участнику даются 2-3 попытки. Побеждает самый меткий.

Вариант. Для старших ребят броски можно производить по качающейся цели.

ДВА ПЕТУХА

На 2 гимнастические скамейки, расположенные параллельно, кладут рейку. Два участника становятся на концах ее друг против друга. Они держатся за противоположные концы одной гимнастической палки.

По команде соревнующиеся стремятся столкнуть друг друга на пол. Кому удастся это сделать, тот победитель. Если оба игрока сошли с рейки, то они выбывают из игры.

ХОДЬБА ПО БОЛОТУ

Чертят линию старта, а в 8-10 м от нее отмечают финиш.

Двое играющих получают по 3 деревянных бруска, толщина которых не менее 10 см. Положив 2 бруска (один на линию старта, другой - на расстоянии одного шага от первого), играющий становится на них ногами, а третий брусок держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с брусков, кладет третий перед собой и переставляет на него ногу. Освободившийся брусок перекладывает вперед и переставляет на него другую ногу. Так оба игрока передвигаются до линии финиша.

Победителем считается тот, кто быстрее преодолеет расстояние и не оступится. Оступившийся завязнет в «болоте»!

КТО ПРОВОРНЕЕ?

Концы шпагата или тонкой бечевки длиной 10-12 м привязывают к середине палочек, длина которых около 25 см. К середине шпагата привязывают цветную ленту.Играющие расходятся на длину шпагата и по сигналу начинают наматывать его каждый на свою палочку. Побеждает тот, кто раньше намотает шпагат до ленты.

ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО

На большом листе фанеры, расстеленном на полу, по типу мишени нарисованы 5 концентрических окружностей с «яблочком» в центре. Диаметр наибольшей окружности - 150 см, диаметр «яблочка» - 30 см. Окружности пронумерованы (1, 2, 3, 4,5).

На расстоянии 5-6 м от мишени отмечают «линию огня». Каждый участник получает по 3 камешка (хоккейные шайбы). Сначала бросает один игрок, затем - другой. Побеждает участник, набравший больше очков.

ОТЫЩИ ДОРОГУ ДОМОЙ

На середине площадки ставят 2 табуретки на расстоянии 7-8 м. На табуретки садятся соперники лицом друг к другу (у обоих завязаны глаза).

По сигналу играющие выполняют следующие команды: 4 шага вперед, поворот направо; 5 шагов вперед, поворот направо; 4 шага вперед, поворот направо; 5 шагов вперед, два поворота кругом. После этого участникам предлагают сесть на свою табуретку - найти «дорогу домой».

Победителем считается тот, кто быстрее это сделает и сядет на свою табуретку.

Козлики

На концах рейки гимнастической скамейки (бревна) лицом друг к другу становятся два участника.

По сигналу они сближаются и ударом ладоней стремятся вывести соперника из равновесия и сойти с рейки. Обманные движения допустимы. Побежденный уступает место следующему игроку.

Кто выиграет в двух-трех боях, тот и победитель. Для старших этот поединок лучше проводить на гимнастическом бревне.

ПОЗВОНИ В КОЛОКОЛЬЧИК

На два стула, расстояние между которыми 8- 10 шагов, кладут по колокольчику. Возле каждого из них становится играющий с завязанными гла зами.

По сигналу играющие должны обойти справа стул соперника, возвратиться на свое место и зазвонить в колокольчик. Побеждает тот, кто раньше это сделает.

НАСТУПИ НА ШАРИК

Соревнуются парами. К ноге каждого участника прикрепляется надутый шарик. Задача игроков - наступить на шар соперника. Но это сделать нелегко, так как одновременно надо следить и за тем, чтобы свой шар остался целым.

Участникам конкурса выдают по газете. По сигналу ведущего они начинают изготавливать из газеты какой-то необычный головной убор. Побеждает самый быстрый и креативный. Однако следует помнить, что победитель должен будет затем носить свою «шляпу» весь день, поэтому изделие должно быть достаточно прочным.

Колечко

Конкурс проводят непосредственно в водоеме. Участник конкурса кладет на воду прямо перед собой резиновый круг (колечко). Затем погружается в воду и пытается вынырнуть таким образом, чтобы круг оказался надетым на его шее. Побеждает тот, у кого было больше удачных попыток надеть колечко.

Виноградный король

Участники делятся на команды. Один из участников команды (виноградный король) удерживает зубами гроздь винограда. Остальные (свита) должны ртом отрывать по одной виноградинке и помещать их в командную кружку (казну). Конкурс проводят на время. Побеждает команда, в казне которой окажется больше виноградин.

Посчитай урожай

В непрозрачный пакет кладется несколько небольших картофелин, огурцов, груш или яблок. Участнику конкурса предлагают присесть на пакет и, не касаясь его руками, правильно определить, сколько и каких именно плодов находится в пакете. Побеждает тот, кто смог угадать точное количество и вид урожая.

Воздушная атака

На веревку привязывают небольшой мячик. Участники конкурса находятся в воде и встают в круг. Ведущий стоит в центре, раскручивает мячик над головой и постепенно крутит его все ниже. Чтобы мяч не коснулся участников, им приходится опускаться под воду. Тот, кого коснулись мячом, становится следующим ведущим.

Мины

Один из участников конкурса ложится на песок и закрывает глаза. Другие в это время раскладывают рядом с ним в произвольном порядке камешки. Затем лежащий открывает глаза и пытается встать так, чтобы не задеть ни один из камешков-мин. Группа поддержки может подсказывать ему, какие движения лучше совершить. Побеждает самый аккуратный.

Пляжный пейнтбол

Участники конкурса делятся на команды. Все повязывают за спиной полотенце и берут в руки пластиковые бутылки с водой для обливания врагов. Задачи командам можно ставить разные. Например, добыть главное полотенце или взять в плен командира другой команды. При этом необходимо воевать так, чтобы собственное полотенце оставалось сухим. Побеждает та команда, которая осуществила главную задачу и чьи полотенца суше.

Компотный дегустатор

Заранее подготавливают несколько видов компота - вишневый, яблочный, малиновый или смешанный, то есть сваренный из нескольких видов плодов. Участникам завязывают глаза и предлагают по вкусу угадать, из каких ягод и фруктов сварен компот. Побеждает участник, точно определивший все ингредиенты напитка.

Призовое яблочко

На территории дачи заранее развешивают воздушные шарики, изображающие яблоки. В один из них помещают бумажку со словом «Приз», а в остальные - с пожеланиями удачи в поиске. Участники пытаются быстрее найти шарик с призовым талоном, а тот, кто его нашел - побеждает и получает в подарок корзину фруктов.