Разновидности и значение медали «300 лет Российскому флоту. Разновидности и значение медали «300 лет Российскому флоту Было 300 лет российскому флоту

Банк России регулярно выпускает подарочные наборы, памятные тиражи в честь разнообразных значимых событий страны.

В 1996 году мир увидела целая подборка из 6 монет и одного жетона, с завода комплект шел в оригинальной упаковке. 300 лет Российскому флоту — данное памятное событие и послужило выпуском буклета.

Набор монет посвященный регулярным морским силам страны в наше время — достаточно дорогое удовольствие за относительно свежие, недрагоценные медальоны, ниже вы узнаете больше о монетах из буклета и о причине значительного роста стоимости комплекта.

Жетон Петра 1

Начнем мы не с монеты, а именно с монетовидного жетона, который несет на одной из сторон профиль Петра 1 и надпись «основатель монетного двора», а на другой – рисунок СПМД.

Дело в том, что тиражированием буклетов занимался именно СПМД, который и добавил жетон Петра в коллекцию, однако помимо основания монетного двора в Санкт-Петербурге Петр 1 известен и тем, что настоял на своей идее и создал первый в истории Российской Империи регулярный флот.

Таким образом жетон получил двойной смысл, и непосредственное отношение к подборке, представленной в буклете.

Набор монет к юбилейной дате — 300 лет российскому флоту

1 рубль «Рыболовный траулер»

Денежная единица наименьшего достоинства из набора, называется «РЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР». Лицевая сторона представлена рельефом двуглавого орла внутри аверса, сверху полукругом – паритет монеты, в нижней части — принадлежность.

Обратная сторона это картина, в середине которой расположился рыболовный корабль, его вдоль канта окружают различные надписи. Сверху лежит – название серии, снизу – название монеты, слева – отметина СПМД, справа – год чекана.

Металл: латунь.

Размер: 19,45 миллиметров.

Размер тиража: 100 тысяч экземпляров.

Источник: Fcoins.ru

5 рублей

5 рублей парусник «Товарищ»

Парусный корабль с гордым именем «Товарищ» дал свое имя 5-рублевке «300 лет российскому флоту».

Аверс – схожий с предыдущей монетой, за исключением текста о номинале.

Реверс: большое, рельефное изображение парусника «Товарищ», идущего под парусом, занимает большую часть обратной сторона монеты.

Вокруг центральной картины разместились дополнительные надписи: в верхней части – серия, в нижней – имя монеты, с левой стороны – отметина завода изготовителя, с правой – дата выпуска.

Металл: латунь.

Размер: 21 миллиметр.

Тираж – 100 тысяч.

Источник: Fcoins.ru

10 рублей «Грузовое судно»

«Грузовое судно» — имя данного экземпляра. Аверс – идентичный предыдущим монетам, за исключением паритета.

Обратная сторона – большую часть занимает картина грузового корабля, над ним — Гермеса.

Окружающие монету надписи – идентичны предшественникам.

Сплав: мельхиор.

Размер: 21.9 миллиметров.

Источник:Fcoins.ru

20 рублей «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО»

20 рублей «Научно-исследовательское судно»

Аверс – аналогичен монетам серии. Реверс – корабль ученых расположен в центра медальона, вдоль края – стандартные для серии надписи.

Металл: сплав меди и никеля.

Размер: 24 миллиметра.

Источник: Fcoins.ru

50 рублей «ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР»

50 рублей «Подводный крейсер»

Аверс – такой же, как монет серии. Реверс – подводная лодка расположилась в средине обратной стороны медальона. Вдоль края лежат надписи: название серии, название медальона, год чекана, отметина завода.

Размер: 25 миллиметров.

Металл: латунь.

Вслед за выпусками юбилейных монет из недрагоценных металлов 1991-1994 гг. серии «Красная книга» и 1995 г. серии «50-летие Победы в Великой Отечественной войне» Центральный банк России выпускает 18 октября 1996 г. серию юбилейных монет к знаменательной дате «300-летие Российского флота».

Набор серии «300-летие Российского флота» по основным характеристикам аналогичен с набором 1995 г. «50-летие Победы в Великой Отечественной войне». Он также состоит из 6 монет номиналом 1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей. Чеканка монет произведена на Ленинградском (Санкт-Петербургском) монетном дворе (ЛМД). Отличием является тираж каждой из монет, у набора «300-летие Российского флота» он составляет 100 тыс. экземпляров. Памятные монеты достоинством 1, 5, 10, 20, 50 и 100 рублей, входящие в нумизматический набор, изготовлены из различных по цвету сплавов цветных металлов (из медно-цинкового сплава желтого цвета – монеты достоинством 1, 5 и 50 рублей, из медно-никелевого сплава белого цвета – монеты достоинством 10, 20 и 100 рублей), имеют форму круга и различны по диаметру и массе. Монеты имеют прерывисто-рубчатый гурт.

Монеты выпускались в буклете, выполненном в синем цветовом оформлении, в котором располагаются шесть монет и жетон с изображением Санкт-Петербургского монетного двора и его основателя – Петра I. Нумизматические наборы памятных монет достоинством 1, 5, 10, 20, 50 и 100 рублей в сувенирной упаковке изготовлены улучшенным качеством. Буклет с монетами помещен в специальный конверт изготовленный из плотного картона и оформленный в соответствии с тематикой набора.

На монетах данной серии в центре монетного поля аверса изображена эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями художника И. Билибина), по окружности надписи: вверху – обозначающие достоинство монеты – «один рубль», «пять рублей», «десять рублей», «двадцать рублей», «пятьдесят рублей», «сто рублей» (текстовым оформлением без использования цифр), внизу надпись «БАНК РОССИИ». Обе надписи разделены двумя стилизованными ромбовидными узорами. На реверсе монет рельефное изображение, морского судна, по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – наименование технической принадлежности изображенной морской единицы, слева – товарный знак монетного двора, справа год чеканки монет – «1996».

Один рубль «Рыболовный траулер».

На реверсе изображение рыболовного траулера, по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – «РЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР», слева – товарный знак монетного двора, справа – «1996». Над созданием монеты работали: художник А.В. Бакланов и скульптор: Л.С. Камшилов. Диаметр монеты – 19,45 мм., масса – 3,25 г., толщина – 1,5 мм.

Пять рублей «Парусное судно «Товарищ».

На реверсе изображение парусного судна «Товарищ», по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – «ПАРУСНОЕ СУДНО «ТОВАРИЩ», слева – товарный знак монетного двора, справа год чеканки – «1996». Над созданием монеты работали: художник А.В. Бакланов и скульптор А.А. Долгополова. Диаметр монеты – 21, 9 мм.

Десять рублей «Грузовое судно».

На реверсе изображение грузового судна, над ним – Гермеса (древнегреческого бога, покровителя торговли), ниже – карты полушарий Земли, по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – «ГРУЗОВОЕ СУДНО», слева – товарный знак монетного двора, справа год чеканки – «1996». Над созданием монеты работали: художник А.В. Бакланов и скульптор С.А. Корнилов. Диаметр монеты – 21 мм.

Двадцать рублей «Научно-исследовательское судно».

На реверсе монеты изображение научно-исследовательского судна, по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО», слева – товарный знак монетного двора, справа год чеканки – «1996». Над созданием монеты работали: художник А.В. Бакланов и скульптор С.А. Корнилов. Диаметр монеты – 24 мм.

Пятьдесят рублей «Подводный крейсер».

На реверсе монеты изображения подводного крейсера и андреевского флага, по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – «ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР», слева – товарный знак монетного двора, справа год чеканки – «1996». Над созданием монеты работали: художник А.В. Бакланов и скульптор С.А. Корнилов. Диаметр монеты – 25 мм.

Сто рублей «Атомный ледокол «Арктика».

На реверсе монеты изображение атомного ледокола «Арктика», по окружности – надписи: вверху на ленте – «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА», внизу – «АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «АРКТИКА»«, слева – товарный знак монетного двора, справа год чеканки – «1996». Над созданием монеты работали: художник А.В. Бакланов и скульптор П.К. Потапов. Диаметр монеты – 27 мм.

Примечание: Регулярный военно-морской флот Российской империи начал свое существование во время правления императора Петра I. Во время второго Азовского похода 1696 г. против Турции, первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство военно-морского флота 20 октября 1696 г. Эта дата считается официальным днем рождения военно-морского флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

P.S. На этом заканчиваются мои сообщения о памятных и юбилейных монетах «России молодой». Надо немного передохнуть и осенью начну рассказывать про памятные и юбилейные монеты современной России, которые начали чеканится с 1999 г.

Избранное

Единый аверс для монет серии "300 лет Российскому флоту"

Последней серией дореформенных монет из недрагоценных металлов стал набор к 300-летию Российского флота, выпущенный 18 октября 1996 года тиражом 100 тысяч штук, что в два раза меньше, чем у наборов «50-летие Победы» . Монеты представлены 6 номиналами, из которых 1, 5 и 50 рублей выполнены из латуни, а 10, 20 и 100 рублей из медно-никелевого сплава белого цвета. В набор входит жетон с изображением здания Ленинградского монетного двора с одной стороны и портрета Петра I с другой.

Монеты упакованы в красочный картонный буклет с изображением картины И.К. Айвазовского, а также имеющий описание некоторых кораблей современного российского флота. Буклет вставлялся в плотный конверт, имеющий схожее оформление, и содержащий портрет Петра I. Монеты отличаются по размеру, на всех присутствует прерывисто-рубчатый гурт, аверсы выполнены в едином стиле: эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий, художник И. Билибин), по окружности прописью указан номинал и надпись «БАНК РОССИИ». На оборотных сторонах изображены корабли с указанием названия, имеется надпись «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» и знак монетного двора.

Список монет «300 лет Российскому флоту»:

Современный рыболовный траулер - настоящий плавучий завод, который используется не только для лова рыбы, но также для её переработки и консервации. На кораблях располагаются холодильники и производственные цеха, работа может идти круглосуточно на протяжении нескольких дней. Подобная система позволяет выходить далеко в море, плавание длится по несколько недель без захода в порт.
Барк «Товарищ» был выпущен в Германии в 1933 году, первоначально носил название «Горх Фок». В 1945 в ходе боевых действий корабль был затоплен, а через два года поднят и отдан СССР по репарации. В 1951 после ремонта парусник вышел из Ленинграда, обогнул Европу и пришвартовался в Одессе. В 70-е совершил плавание к берегам США, участвовал в нескольких регатах, в 1980 году посетил Южную Америку. После распада СССР оказался приписан к Украине, долгие годы проводились попытки ремонта, но не было достаточно финансирования. В 2003 его переправили в Германию, вернули первоначальное название. Сейчас корабль находится в музее города Штральзунд.
Современные грузовые суда бывают нескольких типов: контейнеровозы, танкеры, балкеры, сухогрузы, ролкеры, лихтеровозы и рефрижераторы. Контейнеровозы в основном самые крупные из них, длина достигает 400 метров, а вместимость - более 100 тысяч тонн. Крупнейший в мире контейнеровоз способен вместить 11 тысяч 20-тонных контейнеров. Но рекорд по длине (488 метров) принадлежит судну по добыче газа, построенному в 2013 году, он способен перевозить 600 тысяч тонн груза.
Судно «Космонавт Юрий Гагарин» было спущено на воду в 1971 году, использовалось для управления космическими аппаратами через наземные пункты связи. Являлось крупнейшим в мире судном такого типа. Имело длину 231 метр, ширину - 31 метр, водоизмещение - 45 тысяч тонн. Корабль был приписан к одесскому порту и после распада СССР перешёл во владение Украины. В 1996 году его продали на металлолом за 7,6 млн. долларов.
Подводные крейсера - самые большие подводные суда, способные к длительному автономному плаванию. Их экипаж может включать 100 и более матросов, работающих посменно. Крупнейшими являются советские подводные лодки типа «Акула», способные нести баллистические ракеты. Длина самого большого судна - 172 метра, построено в 1981 году, находится на вооружении РФ.
Ледокол «Арктика» спущен на воду в 1972 году в СССР, использовался до 2008 года. Был первым в мире судном, достигшим Северного полюса и вторым по счёты атомным ледоколом. С 1982 по 1986 год носил имя «Леонид Брежнев». Сейчас корабль стоит в порту Мурманска в ожидании утилизации.

Параметры монет:


Реплика корабля "Гото Предестинация" 1698 года в Воронеже

На момент выпуска набора номинал монет имел очень низкую покупательную способность (в обращении были купюры от 100 до 100 тысяч рублей), поэтому комплект предназначался исключительно для коллекционеров и в обращение не поступал. Монеты имеют улучшенное исполнение UNC (без царапин от мешкового хранения). В настоящее время стоимость такого набора среди коллекционеров начинается от 16 тысяч рублей, а в идеальном состоянии может достигать 25-30 тысяч. Встретить в продаже отдельные монеты проблематично. Рынок наводнён многочисленными копиями и фальшивками.

*Справка:
История постоянного российского военного флота начинается в 1688 году, когда молодой Пётр I, ещё не будучи царём, обнаружил в окрестностях Москвы голландский ботик - небольшую парусную лодку. Она легла в основу «Потешной флотилии», созданной Петром для изучения основ мореходства. В 1696 году построенные на верфи в Воронеже первые настоящие боевые корабли одержали победу под Азовом, после чего последовал царский указ о создании в России собственного регулярного флота. В 1712 году была одержана первая крупная морская победа при Гангуте, а затем ещё несколько побед, значительно повлиявших на итог Северной войны.

Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 176
"Об учреждении юбилейной медали "300 лет Российскому флоту"

В ознаменование 300-летия Российского флота и за выдающиеся заслуги флота перед Отечеством постановляю:

1. Учредить юбилейную медаль "300 лет Российскому флоту".

Москва, Кремль

Положение
о юбилейной медали "300 лет Российскому флоту"
(утв. Указом

С изменениями и дополнениями от:

1. Юбилейной медалью "300 лет Российскому флоту" награждаются граждане Российской Федерации:

военнослужащие Военно-Морского Флота, принимавшие участие в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами в 1941 - 1945 годах;

военнослужащие, состоящие на службе в Военно-морском Флоте, морских силах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно прослужили на кораблях и на должностях летного состава морской авиации 10, а в других морских частях 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении;

адмиралы, генералы, офицеры, мичманы (прапорщики), старшины и матросы, состоящие в запасе (отставке), уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации, Вооруженных Сил СССР, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, пограничных войск КГБ СССР, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно прослужили в Военно-морском Флоте, морских силах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, морских частях пограничных войск КГБ СССР на кораблях и на должностях летного состава морской авиации 10, а в других морских частях 20 и более лет в календарном исчислении;

гражданский персонал судов обеспечения Военно-морского Флота, плавсостав и научный состав морского, речного, рыболовного, научно-исследовательского и экспедиционного флотов, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали на судах 15 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении;

конструкторы, разработчики, руководители проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и организаций, учебных заведений, руководители центральных органов управления судостроительной промышленности, работники основных профессий, непосредственно занятые на строительстве и ремонте судов и кораблей, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали по названым специальностям и профессиям 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении;

руководители центральных, бассейновых органов управления, руководители научно-исследовательских институтов, учебных заведений морского, речного, рыболовного, научно-исследовательского и экспедиционного флотов, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали в названных отраслях 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении.

2. Юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту" носится на левой стороне груди и располагается после медали Жукова.

Описание
юбилейной медали "300 лет Российскому флоту"
(утв. Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 176)

Юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту" из томпака с серебрением, имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон.

На лицевой стороне медали на фоне здания Адмиралтейства - профильное (влево) погрудное изображение Петра Первого. Вдоль верхнего края - надпись рельефными буквами "300 лет Российскому флоту".

На оборотной стороне в верхней части - рельефная надпись "1696-1996", в нижней части на фоне лавровой и дубовой ветвей - изображение перекрещивающихся якорей.

Медаль номера не имеет.

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой белого цвета с двумя синими полосками, отстоящими от краев ленты на 1 мм, ширина полосок 7 мм. Ширина ленты 24 мм.

В свое время были споры по поводу того, какую именно дату, какое событие принимать за точку отсчета Ведь началом славного 300-летия могут быть признаны и некоторые иные страницы той же петровской истории с разбросом дат от 1688 года (находка ботика, ставшего "дедушкой русского флота") до 1714 (первая большая победа при Гангуте). Однако при зрелом размышлении и современные исследователи присоединяются к "официальной" точке зрения, высказанной в альманахе Морского министерства двести с лишним лет назад: "Начало Русского флота - 1696 год".


Известна и точная дата - 20 октября этого года. Иногда полагают (так и написано в ряде публикаций), что в этот день Петр Великий подписал знаменательный указ. Но на самом деле это всего лишь дата заседания Боярской думы. Сохранилась часть любопытного документа - "приговора", протокола этого заседания. В левой колонке перечислены обсуждаемые по предложению Негра вопросы, в правой - принятые по каждому пункту решения. Еще раньше, разбирая причины неудачи первого Азовского похода. Петр и "консилия" из трех его военачальников пришли к выводу, что для взятия морской крепости Азов необходим флот, ибо здесь "воевать морем" многократ удобнее, "нежели сухим путем". Теперь, на заседании думы, на против петровской фразы - "Потребен есть флот, или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий", появилась четкая "резолюция" - "Морским судам быть!" Только эта резолюция была лишь принципиальным, декларативным решением. Важно, что "приговор" на следующем заседании думы 4 ноября - был уже подкреплен расчетами тогдашних возможностей страны. Расписано, например. было, что 18 кораблей должны построить "кумпанства", составленные на дворян (один корабль от 10 тыс. дворов), 17 - духовенство, 12 купечество.

Это был первый опыт общегосударственного планирования, предусматривающего создание, как мы сказали бы сейчас, целой отрасли промышленности. Наряду с подготовкой моряков и приглашением мастеров-иноземцев пришлось спешно налаживать заготовку корабельного леса, подъем металлургии, пушек, выработку парусины, изготовление тросов, блоков, ценен и т.д. и т.п.

Если успешному решению всех этих задач, безусловно, помогло предшествующее знакомство юного Петра с судостроением при создании Потешной флотилии. то постройка самого Азовского флота дала неоценимый опыт, который сделал возможным ошеломившее современников чудо: у России неожиданно для европейских "потентантов" появился флот, способный надежно защитить пробитое Петром ‘‘Окно в Европу". Па гравюре, отпечатанной в честь победы в Северной Войне, роль молодого Балтийского флота оценена была короткой и значительной фразой: "Конец сей войне и юл учен ни чем иным, только флотом".

Под стук тысяч плотничьих топоров континентальная Россия вошла в число великих морских держав и в дальнейшем делала все, чтобы оставаться в этом строю. Отказывая себе во многом необходимом, страна "великим иждивением" строила и оснащала соответствующий ее интересам большой флот, иногда воссоздавая его практически заново - на голом месте, как это было после Крымской войны или трагедии Цусимы. Можно вспомнить в этой связи и тяжелые годы сталинских пятилеток. и недавнюю гонку вооружении в годы холодной войны. Разве постройка в послевоенный период одних только 130 современных подводных лодок (включая 240 атомных субмарин) не была всенародным подвигом?

Вся отечественная история вплоть до нынешней перестройки подтверждает ^правильность вынесенной в качестве эпиграфа мысли Петра I о значении военно-морских сил. Любое ослабление флота как инструмента внешней политики, любое падение престижа русского флота неминуемо отражалось на значимости России в мировых делах. И, наоборот. Можно привести немало примеров, доказывающих, что именно благодаря боевому флоту Россия оказывала серьезное влияние на решение ряда европейских геополитических проблем. И не только европейских. Достаточно, пожалуй, упомянуть одновременное появление в 1863 г. сразу и у атлантического, и у тихоокеанского побережья США двух мощных русских эскадр А. Попона и С. Лесовского: этот неожиданный реши тельный и красноречивый демарш предотвратил вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне рабовладельцев-южан. во многом обусловил победу северян.

Героические подвиги российских моряков "потомству в пример" вошли славными страницами в историю страны. На боевом счету нашего флота беспримерные походы и громкие победы на многих близких и далеких морях. Не будем злоупотреблять перечислением. Упомянем лишь одни эпизод из эпохи наполеоновских войн. Чтобы приостановить проникновение Франции на Ближний Восток, в Средиземное море была направлена эскадра адмирала Ф. Ушакова. Показав классический пример ведения осады сильной приморской крепости, а затем умелого взаимодействуя корабельной артиллерии и десанта, в феврале 1799 г. Ушаков одержал решительную победу, овладев Корфу. Великий Суворов, выражая восхищение этой баталией сказал, что хотел бы участвовать в ней "хотя бы мичманом". Отмечая "славу оружия союзника", горячо поздравил Ушакова с победой английский адмирал Горацио Нельсон.

В тяжелую годину флот погибал, не спуская флага, подо конца исполнял свой долг на море и на суше. Вспомним годы Великой Отечественной войны. Около500 тысяч моряков сошли наберет, воевали под Москвой, в Заполярье, на Кавказе, обороняли Таллинн, Ленинград. Одессу. Севастополь. Флот 123 раза высаживал десанты, моряки шли на смерть, но приближали Победу. Без самоотверженных действий флотилий было бы невозможным победное продвижение на запад.

Но не только подвигами героев славна 300-летняя история флота. Нельзя не сказать о признанной всеми передовой роли российских мореплавателей в исследованиях Мирового океана. Нашему флоту принадлежит приоритет в открытии Антарктиды, пролива между Азией и Америкой, о-вов Северной Земли, многих островов в Тихом и Индийском океанах. Сотни русских фамилий и названий российских кораблей увековечены на картах.

В памяти мирных жителей многих стран сохраняется образ русского моряка. который пришел на помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Широко известно. например, участие экипажей русских кораблей в спасении пострадавших во время землетрясения жителей итальянского города Мессина (1908 г.). В наши дни благодарную память заслужила самоотверженная работа участников боевого траления в водах порта Читтагонг (Бангладеш), на судоходных путях Красного моря и Персидского залива.

Стоит сказать и о серьезном благотворном влиянии флота на самые основы существования и демократизации российского общества. Потребности флота вызвали к жизни хотя бы и насильственное распространение начал грамотности, развитие ряда прикладных, а затем и фундаментальных наук. Передовые, наиболее широко мыслящие флотоводцы, такие, как П. Нахимов и С. Макаров, во весь голос говорили о необходимости уважения матроса как "главного двигателя на корабле", о важности воспитания "нижних чинов" как грамотных специалистов, хорошо подготовленных физически и главное - свободных от рабской психологии. Неслучайно же на флоте телесные наказания были отменены раньше, чем в армии. Неслучайно и широкое участие демократически настроенного флотского офицерства в общественно-политическом движении, в развитии мысли, литературы и искусства. становлении спорта. Неслучайно и то. что в лучшие голы Морское министерство называли "министерством общественного прогресса". Широко известен Российский флот и как колыбель многих научно-технических открытий, смелых новаторских решении в развитии подводного плавания и минно-торпедного оружия, ствольной артиллерии и ракетного вооружения. СВП и СПК. радио и морской авиации. Уровень отечественного кораблестроения и тактико-технические данные наших подводных и надводных боевых кораблей оцениваются в мире достаточно высоко даже в наши дни. когда промышленность и наука страны находятся в тисках экономического кризиса.

Флот, как неотъемлемая часть нашего общества, переживающего далеко не простое время, вынужден нести боевую службу в тяжелейших условиях. Падает престиж морской службы. На грани развала судостроительная промышленность.

И тем не менее, внимание, проявленное к 300-летнему юбилею флота всем нашим обществом, внушает определенную надежду. Будем же делать все возможное для возрождения России как крупнейшей морской державы, флаг которой будут по-прежнему уважать на всех морях и океанах.

Пожелаем семи футов под килем нашим морякам! Новых успехов - корабелам!