Игры по триз старшая группа. Отчет работы по триз

Картотека дидактических игр

ТРИЗ и РТВ

(подготовительная группа ) .

Программа «Росток»

Страунинг А.

Игра «Построим детский сад»

Цель.

Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным).

Показать зависимость объекта от места проживания.

Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка.

Игра “Части – целое” по теме детский сад.

Цель.

Познакомить детей с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу.

Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми.

Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе.

Предложить придумать совершенно новый детский сад, объясняя как пользоваться методом фокальных объектов.

Например: в детском саду разные группы – стеклянные, колючие, матерчатые… Продумать функции этих групп.

Вопрос: – Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они…?

Часть стены колючая, часть…? Для чего эту стену можно использовать?

Часть потолка, часть пола…? Мебель, пособия…?

Подумать, из чего в группе можно сделать макет такого детского сада для кукол. Использовать ресурсы группы.

Цель.

Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в детском саду, для родителей.

Внести в морфологическую таблицу новый ряд – сотрудники детского сада.

Игра “Зачем?”

Зачем детям – детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Городу – детский сад, дети?

Провести работу по морфологической таблице, определяя возможные изменения, ситуации при определенном выборе карточек.

Усложнение.

Провести сравнительный анализ детских садов для детей и детских садов для животных. Назвать их, рассмотреть иллюстрации: инкубатор, птицеферма, ферма для телят. “Детский сад” у пингвинов, утят.

Сравнить, чему учат в наших детских садах и птицы, звери своих детей.

Вопрос: – Почему учат именно этому?

Фантастическая ситуация: ребенок попал в “детский сад” пингвинов, утят, телят.

Игра «Сказочные герои в детском саду»

Цель.

Познакомить детей с кольцом Луллия.

Учить обобщить явления, не имеющие очевидных связей.

Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

Предложить детям фантастическую ситуацию: все взрослые в детском саду ушли в отпуск, а вместо себя оставили сказочных героев, очень во всем похожих на себя.

Вопрос : – Кто в группе будет воспитатель за…?

Кто будет помощник воспитателя?

Дети называют героев сказок, мультфильмов, которые будут работать в детском саду вместо сотрудников.

Обязательно обсуждение – почему именно этот герой будет вместо взрослых?

Вопрос: – Чем лучше и чем хуже, если в группе будет не воспитатель, а, например, Василиса Прекрасная. Кому лучше, а кому хуже?

Показать детям образец (неполный) кольца Луллия. Предложить сделать себе в группу такой и поиграть с ним.

Изображения на секторах колец дети могут нарисовать, написать или наклеить сами.

1 кольцо – герои сказок.

2 кольцо – сотрудники детского сада.

3 кольцо – помещения детского сада.

Обыграть кольцо, рассматривая каждый вариант – последовательность развития событий, последствия этого изменения для самого героя и его окружающих.

Цель. Учить детей ставить конечную цель, приближаться к ней, планируя последовательность действий.

Закрепить умение пользоваться символической аналогией.

Показать зависимость системы от окружающей среды.

Игра “Слова – напарники”.

Воспитатель называет слово, а дети находят два слова – напарника, которые показывают последовательность действий по теме “Растительный мир”.

Например: Сирень – ваза – цветы. Зерно – мука-булка. Посадил – выросло – собрал.

Игра “Цепочка целей”.

Какую цель вы ставите перед собой… умываясь,

кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки.

Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности.

Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки…) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д.

Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми.

Показать, что любое действие может вызвать антидействие.

Например: “Копали яму глубоченную -

Получили гору высоченную”.

Олег Григорьев.

Привести еще несколько примеров аналогичного действия.

Предложить символически “записать” последовательность любого дела, а потом “прочитать” детям.

Игра «Выберем продукты для обеда»

Цель.

Систематизировать продуты животного происхождения.

Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет.

Провести системный анализ пищи животного происхождения. Компонентная схема выстраивается – рисуется символически на большом листе бумаги.

Мясо – животные, птица (яйцо), рыба (икра).

Молочное – свежее молоко: масло, сыр. Кислое молоко: сметана, творог, простокваша.

При затруднении изображения можно использовать картинки или писать.

Назвать множество знакомых блюд, приготовленных их этих продуктов, по ходу раскрывая последовательность приготовления пищи. Обратить внимание на соотношение – больше – меньше.

Повар готовил обед,

И тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То – то был винегрет.

Когда починили свет!

По желанию детей сделать кольцо Луллия или морфтаблицу, объединив растительную и животную пищу создать непривычный предмет.

Цель. Учить, соединяя знакомых животных, придумать кого-либо совершенно неизвестное. Показать, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.

Выстроить животных по размеру: от самого маленького до самого большого.

Найти им аналог в геометрических формах. Обыграть: какое большее, какое меньшее. Сначала на животных, потом на символах.

Например. Часть линии: лиса, волк, медведь, слон.

Вопрос: – Кто больше волка, но меньше слона и т. д.

Тритон – больше слона или меньше?

Обсудить, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.

Большая Ворона идет по дорожке.

Ростом Ворона выше, чем Кошка!

С вороной бы Кошка затеяла драку,

если была бы ростом… с собаку.

Используя морфологический анализ, каждый ребенок (или объединяясь по двое – трое) придумать нереальное животное. Придумать ему название. Продумать, как и где оно будет жить, чем питаться.

Цель.

Воспитывать у детей умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, на их основе делать выводы. Показать скрытые ресурсы животных.

Учить детей оценивать как сам процесс, так и результат.

Игра Экологическое равновесие “.

Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней.

А если вдруг капусты стало много – увеличили количество.

Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут.

Вопрос: – Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д.

Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей.

Игра «Лесная з агадка»

Цель. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Цель. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.

Закрепить владение приемами фантазирования.

Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции.

Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных.

Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить.

Предварительная работа: Предложить принести фотографии своих родственников, себя и родителей в детстве.

Игра “Я – робот”

Цель.

Закрепить знания о строении, функциях человека с помощью системного оператора. Показать взаимозависимость человека и его окружения. Дать понятие о роде и поколениях.

Предложить детям представить, что они роботы, внешне и внутри которых все как у человека. Включить музыку и подвигаться как роботы.

Упражнение на координацию движений.

Дети сидят или стоят. Дотронуться левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменять руки и перевести левую на правое плечо, а правую на левое. Поменять руки, дотронуться до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши. Повторить упражнение три раза.

Представьте, что в голове много кнопок, и когда на них нажимать, вы начинаете смеяться, плакать…

Вопрос: – Кто нажимает эти кнопки?

Можете ли вы сказать “стоп” – когда кто-то нажимает эти кнопки?

Взаимоотношения в семье.

Кнопки – дела.

Вопрос: – Как поднять (испортить) настроение, развеселить, огорчить?

Разбудить, встретить с работы, с магазина.

Работа проводился с карточками, показывающими время суток, квартиру, предпрития.

Как человек может изменить что – то в себе, используя знакомые приемы. Например – стать сразу толстым, высоким… Вспомнить, каким приемом пользовался заяц – силач.

Для чего человеку может понадобиться изменять что-то в своем облике.

ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ- ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЯГОДКА»

I полугодие 2017г.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ.

Теоретическое обоснование использования ТРИЗ- технологии:

Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З.Шустермана, С. Гин и д.р., которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т.д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

Новизна.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том, что:

    Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.

    Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.

    ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

    Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

    ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Практическая значимость использования ТРИЗ- технологии:

    Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

    Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Цель опыта - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

    изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.

    обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:

    Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала

    Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

    Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.

Описание работы по ТРИЗ

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:

Мозговой штурм

Метод фокальных объектов

Морфологический анализ

Метод эмпатии

Метод проб и ошибок

Тризовские игры и т.д.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину».

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний» - научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Игра «Мир вокруг нас» - совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить.

Игра- ТРИЗ «Сбежавшие числа» - находить место цифры в своем домике по возрастающей величине - от меньшего домика к большему.

Воспитатель сначала выкладывает домики по порядку и смешивает цифры, а дети находят каждой цифре свое место. Затем ставит цифры не в те домики, а дети находят для них правильное место или детям предлагаются неполные цифры, а они зрительно представляют, какая это цифра.

В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

Также использую метод «эмпатии». Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М.М. Ч.).М. М.Ч. - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка?» - «Убить лису». Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.). При этом решаются следующие задачи:

    придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

    познакомить детей с новым объектом;

    создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

    проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок», «Числовая да-нет-ка», «Предметная да-нет-ка» - морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.

Игра "Волшебные очки » формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети одевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. Можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.

Игра «Теремок»- типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать в общении с детьми, предлагала различные домашние задания: составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т.д.

Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Картотека

с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1. По кругу

Ход игры:

2. Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

3. Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Ход игры:

4. Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Просмотр содержимого документа
«Картотека Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.»

Картотека

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи

с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1. По кругу

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

2. Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

3. Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

4. Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

5. Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.

В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

6. Что таким бывает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

7. Запоминай-ка

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

8. Кто что делает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

9. Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

10. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

11. Игра «Пароль»

Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

Три медведя

Три толстяка

Волк и семеро козлят

Белоснежка и семь гномов

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Дочь семилетка

Семь Симеонов

Три калача и одна баранка

Мудрая девица и семь разбойников

    Али Баба и сорок разбойников

12. Игра «Угадай, чьи следы?»

Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:

След медведя – медвежий след

След птицы – птичий след;

След зайца – заячий след

След волка – волчий след

13. Игра «Аукцион»

Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.

Варианты ответов детей:

Лисичка и Волк

Волк, перепелка и дергун

Иван-царевич и серый волк

Волк и семеро козлят

Колобок

Теремок

Рукавичка

Три поросенка

Красная Шапочка

14. Игра «Наоборот»

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - веселый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Упрямый – покорный

15. Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

В саду стояла яблонька, на которой …

Висели вкусные и спелые яблочки.

Яблочки были спелые и поэтому сами …

Сами падали на землю.

Так как яблочки падали, бабушка…

Бабушка их собирала.

Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

Варила вкусное варенье.

Варенье было вкусное, поэтому…

Внуки ели его прямо ложками..

16. Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы.
- Это живое? – Да.
- Живет в воде? – Нет.
- Живет на земле? – Да.
- Живет в лесу? – Нет.
- Живет дома? – Да.
- Это мама? – Нет.
- Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик Вова.

17. Игра "Хорошо- плохо" (Метод контрольных вопросов)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

Что плохо весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:

В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.

Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

Вопросы к детям:

Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?

Что в этом хорошего?

А что плохого в том, что шарик легкий

18. Игра «Мои друзья»

Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать».

Дети называют объекты и изображают

19. Игра «Дразнилка»

Воспитатель предлагает «подразнить» например комариков по-доброму. Дети преобразуют действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом –лка, – чк,

20. Игра «Рифмы»

Дети придумывают слова-рифмы к слову, например «лягушка».

Лягушка – подушка

Лягушка - подружка и др.

21. Составление сказки методом «Каталога»

Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Жил-был... Кто?

Какое добро умел делать?

Встретил кого злого?

Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг.

Как он мог помочь главному герою?

Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации.

22. Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).

Яркое, теплое (Что?)– солнце
Руки, лужи (Какие?) – грязные
Снег, мороженое (Что делают?) – тают
Звенит, бежит (Что?) - ручей
Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят

23. Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)

Вова приготовил для вас загадку:

Днем оживает,
Ночью засыпает.

(Выставляется графическая модель загадки о сосульке)

На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)

24. Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций)

А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)

25. Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»)

Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)

Пособие «Лесенка противоположностей»

Зима ушла, а весна… пришла
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки

26. Игра «Увеличение – уменьшение».

Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

27. В «Стране небывалой» , нелепицы по картине найдите, что неправильно нарисовал художник-шутник, и почему так в жизни не бывает, объясните, в чем нелепость и неправдоподобность.

28. Пиктограммы - (у детей на столах карточка)

Внимательно рассмотрите рисунки, которые называются пиктограммами. Закройте рисунок кружком, на котором изображены: девочка, море, зима, лето, сад, лес, радость, грусть.

29 . Животные из страны «Выдумляндия».

Отыскать в каждом из фантастических животных части тела знакомых тебе зверей. Рассказать, что может делать это необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среды льдов, долго находиться без воды и пр.) Как его назвать?

30. Игра «Подарок»

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю вам большую конфету, "В коробке кактус, не уколитесь".

31. «Что умеет делать?»

Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?

32. «Мои друзья» .

Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.

33. «Что было – чем стало»

Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.

34. « Паровозик »

Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

35. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)

Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?
Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д.

36. «Коллаж из сказок»

В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…
Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.

37. «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.

38. «Аукцион»

На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

39. Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

40. Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

41. Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

42. Игра «Превращения»

43. Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

    внучка маленькая, а бабушка старенькая;

    Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

    Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

    Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

    Заяц серый, а петушок смелый;

    Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

    Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

    У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п

44. Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

45. Круги Луллия.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

46. Пособие «Гусеничка»

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

47. «Волшебная дорожка»

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

48. "Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

49. Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

50. «Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Используемая литература:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

5. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

6. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.

8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г.

9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77.

13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.

16. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

17. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

18. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

19. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.

20. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.

21. Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.

22. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. – Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

23. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

Отчет работы по ТРИЗ

МБДОУ «Подольский детский сад» старшая группа

Воспитатель

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. «ТРИЗ» по программе, для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению, и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Какие методы и приемы развития творческого мышления и воображения вам знакомы?

Метод тактильный, зрительный: использую вопросы, подсказки, загадки, дидактический материал, схемы.

Метод проб и ошибок – а что было бы, если бы… , обсуждение с положительной и отрицательной стороны данного объекта, ситуации, предмета.

Метод мозгового штурма - вопрос-ответ, допускаются хоровые (каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, дать оцъ (по форме, по цвету, по свойствам, по характеру, по ситуации)

Метод символической аналогии(графической) – описывать или обозначать символами предметы, объекты; н –р: сказка «репка» по схеме.

Метод эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека. (превращение в бабочек, ветерок, цветы и тд)

Метод противоречий – хорошо, плохо. систематизация, активитизация знаний о предмете, обьекте.

Системный анализ – обобщать, анализировать, систематизировать. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

Метод использования загадок, досказки, сочинения, превращения…

3.Используете ли вы элементы ТРИЗ? Какие? Элементы методики применяю в работе с детьми старшей группы, соблюдая принцип проведения занятий - от простого к сложному, т. к.занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных . Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом. В изобразительной деятельности включаю использование разных нестандартных материалов. На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

«Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой с использованием поролона, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, затем тонкой кисточкой дорисовывают детали.

Рисование перышком, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т. д

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ- у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

4Какое мышление приобладает у детей дошкольного возраста?

Наглядно –образное.

5.В чем проявляются творческие способности детей вашей группы.

В работах по Изо - самостоятельно творить поделки, рисунки. Имеют желание участвовать в импровизациях, инсценировках по сказкам, сценкам.

6.Как вами организована развивающая среда по развитию у детей творческого мышления и творческих способностей. Имеются зоны уголков в группе, это –Уголок ПДД, патриотического воспитания, сенсорный, опытно –экспериментальный, книжный, кукольный, физкультурный, музыкальный, ряженья, математический, папка «Методическая копилка», учимся –играя (схемы, картинки, альбомы тематические.

7. Какую литературу вы изучили по данной теме.

Обучая детей методам ТРИЗ и РТВ, следует помнить, что действия их еще только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Насколько интерес детей легко возникает, настолько легко и пропадает. Опыт работы вывел правила, выполнение которых на начальном этапе обучения детей по технологии ТРИЗ приведет к положительному результату.

Правило 1.

Не давать малышам для постоянного пользования игрушки, пособия, с которыми педагог будет проводить , чтобы у них не пропал интерес.

Правило 2.

Во время игротренинга все лишнее убрать из поля зрения, чтобы ничего не отвлекало

Правило 3.

Игры на начальном этапе должны быть простыми и короткими — до 5 минут. Но ребенок обязательно должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно сменить на новую.

Правило 4.

Организуя работу с детьми по ТРИЗ, нужно внимательно присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Правило 5.

Важно не только научить ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается методов мозгового штурма и фокальных объектов, где проблемы решаются посредством нескольких идей.

Правило 6.

Если, выполняя задание, ребенок увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.

Правило 7.

Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к окружающему, отличать реальное от вымышленного.

Правило 8.

Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т. е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ не эффективно.

Правило 9.

Вместе с детьми необходимо растить родителей — ТРИЗовцев. Причем уровень ТРИЗовской образованности у последних должен быть на несколько порядков выше, чем у детей. Это будет способствовать развитию малышей не только в детском саду, но и в семье.

Цель: воспитать творческую, эстетически развитую личность, духовно богатую, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:

Воспитать качества творческой личности;

Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:

развитие воображения

оригинальность мышления

способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации

Знакомить с основными графическими изображениями в нетрадиционной технике работы с помощью нетрадиционных инструментов и материалов.

Новизной исследования является то, что для всех групп составлен перспективный план и разработаны конспекты занятий по данной теме.

Практическая значимость педагогической технологии заключается в том, что система знаний, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы педагогами ДОУ, а также для работы с ребенком в семье. Предложенный материал поможет педагогам разнообразить изобразительную деятельность детей, их применение будет способствовать формированию творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Представленные разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, граттаж и др., помогут педагогам всесторонне развивать личность ребенка.

Конспекты занятий построены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на уже имеющиеся навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического материала: литературного, игрового – позволяют сделать занятия доступными и интересными.

На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

«Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и ставиться вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.

«Монотипия». Краска наноситься на целлофан или кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.

Кляксография. Ребенок капает краску с кисточки на листок бумаги. Затем, поворачивая лист в разные стороны, смотрит как «гуляет» капелька, и на что похоже изображение. Разновидность: с кисточки накапать краски на листок бумаги, затем лист накрыть другим листом бумаги и прижать. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что похоже.

Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.

Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали.

Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.

Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т. д

Темы занятий для детей средней группы

Занятие 1. Веселый детский сад. (Кляксография)

Занятие 2. Астры в вазе. (Метод тычка)

Занятие 3. Репка. (Поролоновая штамповка)

Занятие 4. Яблоки. (Рисование яблок поролоновыми палочками)

Занятие 5. Осенний парк. (Техника монотипия)

Занятие 6. Птицы осенью. (Штамповка)

Занятие 7. Рябина. (Ветка рябины кисточкой, ягоды пальчиком)

Занятие 8. Поможем зайцу найти друзей. (Метод тычка)

Занятие 9. Дома. (Превращать геометрическую фигуру в дом)

Занятие 10. Транспорт. (Геометрическую фигуру в машину, штамповка – колеса)

Занятие 11. Дорожка для барышни. (Пальчиками)

Занятие 12. Моя мама. (Учить рисовать фигуру человека)

Занятие 13. Гусь. (Метод тычка)

Занятие 14. Гигиена глаз. (Рисуем лицо человека)

Занятие. 15. Снег идет. (Техника набрызг)

Занятие 16. Елочка. (Пальчиковая живопись)

Занятие 17. Домовенок Кузя.

Занятие 18. Зимний лес. (Штамповка)

Занятие 19. Платье для куклы. (Набрызг)

Занятие 20. Птицы зимой. (Метод тампонирования)

Занятие 21. Снеговик. (Метод тампонирования)

Занятие 22. Самолеты летят. (Свеча, штамповка)

Занятие 23. Подарок маме. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Занятие 24. На выставке кошек. (Метод тычка)

Занятие 25. Украшение рубашки узором.

Занятие 26. Сказочная птица. (Оттиск ладошки превратить в птицу)

Занятие 27. Веселые капельки. (Кляксография)

Занятие 28. Космос. (Техника монотипия)

Занятие 29. Рыбки плавают в аквариуме. (Рисование по сырой бумаге)

Занятие 30. Игрушка – котенок. (Метод рисования клубочком)

Занятие 31. Бабочки. (Штамповка)

Занятие 32. Одуванчик. (Метод тычка)

Занятие 33. Солнышко лучистое.

Занятие 34. Что мы умеем рисовать. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Организация работы с родителями

Использовались следующие формы работы:

– Проводились родительские собрания

– Открытые занятия

– Консультации: «ТРИЗ в детском саду», «Развивайте творческие способности у дошкольника», «Чем можно рисовать».

– Консультации в газете «Радуга» (газету выпускает педагогический коллектив детского сада)

– Индивидуальные беседы: по созданию в семье условий для занятий изобразительной деятельностью.

– Совместные организации и проведение развлечений

– Участие в конкурсах рисунков

– Выставка книг с иллюстрациями лучших отечественных мастеров книжной графики (Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и др.)

– Знакомство родителей с достижениями ребенка, создание экспозиции из детских работ, выполненных на занятиях в сентябре и мае (рисунки каждого ребенка помещаются рядом).

Развивая творческие способности в изобразительной деятельности, мы убедились и четко следуем тому, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, попробуйте, научить детей всему тому, чему мы учим наших детей.

Список литературы.

1. Альтшуллер «ТРИЗ». – М, 1997.

2. Доронова детей изобразительной деятельности. – М., 2005. – 96 с.

3. Казакова у дошкольников творчество. – М., 1985.

4. Казакова с детьми дошкольного возраста.– М., «Аркти» 2004

5. Любимова детей не только мыслить, но и чувствовать.– Чебоксары, 1994.

6. Ляшко игру – к творчеству, Обнинск, 1994.

7. Никашин подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1992.

8. Петухова изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении, – Йошкар-Ола, 2007 – 76 с.

9. Софронова технологии в детском саду, Йошкар-Ола, 2008, — 100 с.

10. Софронова изобразительной деятельности как социально-педагогической системы, Йошкар-Ола, 2002.

11. Страунинг по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, .– Обнинск.

Актуальность данной проблемы определяется общества. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и быть готовым действовать в нашем динамично изменяющемся мире.

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Понимание выше перечисленного, необходимость воспитать талантливого человека и дало толчок к принятию и использованию ТРИЗ-РТВ технологии.

Цель ТРИЗ-РТВ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателя инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ-РТВ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ-РТВ.

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Елена Подкорытова
Отчёт о проделанной работе по освоению и внедрению во второй младшей группе ТРИЗ технологий

Отчёт по развитию во второй младшей группе

ТРИЗ технологий .

Цель ТРИЗ

– не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Для формирования и развития творческих способностей детей на группе есть :

Оформлен уголок «Почемучки» , сделаны схемы признаков, волшебники ТФ, гномики органов чувств, схемы эмоций, круги луллия, подзорные трубы для выделения объектов на картине, волшебные очки для выделения объектов по признакам, таблицы по описанию объекта.

Наглядные пособия :

Картинки для составления логических рассказов, беседы по картинкам (чувства, эмоции) «Я развиваюсь» , рабочая тетрадь «Ознакомление с признаками» , карточки «Играем с признаком» .

Словесные игры :

Дидактические игры по формированию системного мышления, игры – ТРИЗ плюс экология , игры для работы с картиной , игры для обучения детей приёмам фантазирования.

Игровые занятия по ТРИЗ :

«Удивительный мир картинок» , конспекты занятий с ТРИЗ , занятия с ТРИЗ в детском саду ГИН С. И.

Настольные игры :

«Что сначала, что потом» , «Неразлучные друзья» , «Что, откуда, почему» , «Хочу всё знать» , «Найди пару» , «Угадай по тени» , «Логический поезд» , «На одну загадку, четыре отгадки» , «Волшебные кармашки» , «Волшебные домики признаков» .

Методическая литература :

«Познаём и фантазируем с кругами луллия» (технология триз ) Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх, «Учим дошкольников думать» А. М. Щетинина, «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук.

За время внедрения и применения ТРИЗ технологии , дети научились выделять у объектов признаки, воспринимают и узнают схематическое изображение имён признаков, учатся сравнивать объект, с признаком другого объекта. У детей формируются основы системного мышления, которые позволяют дать ребёнку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Дети учатся при помощи модели (какой – что такое же; что делает _ что делает также) составлять загадки. Для рассматривания картин дети используют подзорную трубу для нахождения объектов, дети объединяют объекты, при помощи волшебника (Объединяй, при помощи волшебных очков учатся выделять объекты по признакам форма и цвет. Для вхождения в картину мы используем гномиков (слушаю, нюхаю, трогаю, ощущаю, смотрю, но для детей ещё пока сложно усвоить действия с гномиками. Читаем и моделируем сказки, пробуем решать проблемные ситуации героев сказок. Дети с помощью воспитателя научились анализировать и зарисовывать стихи в схематичном порядке и потом заучивать их. Учатся составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок. В экспериментальной деятельности дети при помощи воспитателя научились составлять и считывать схемы- алгоритмы по проведённому эксперименту или наблюдению. У детей развивается речь, формируется творческое мышление. Мы планируем дальше продолжать осваивать технологию ТРИЗ во всех видах деятельности с детьми. Ведь такой подход ведёт к формированию смысла представляемой информации, её расширению и к загрузки памяти.