Игры про викингов на pc рпг. Во славу Одина: лучшие игры про викингов

Поводов вспомнить про викингов в последнее время - хоть отбавляй. Постарались тут и российские киношники, традиционно устроившие много шуму из ничего. Постарались западные телевизионщики, выпустив этой зимой продолжение сериала «Викинги». Наконец, постаралась Ubisoft, запланировавшая на 14 февраля релиз For Honor . Да, там есть и рыцари, и самураи, но по части харизмы они смотрятся бледной и сильно исхудавшей тенью бородатых северян. Мы решили от общего тренда не отставать и собрали подборку из 12 лучших игр про викингов!

12 место - War of the Vikings (2014)

Сражения в игре проходили между викингами и саксами

Небольшие карты, до 64 игроков в матче, пять классов и мультиплеер без начала и конца - таков портрет «Войны викингов». В разработчиках - авторы вышедшей на пару лет раньше War of the Roses, игры популярной среди любителей наподдать ближнему своему без использования огнестрельного оружия. К сожалению, в War of the Vikings авторы зачем-то начали экспериментировать с боевой системой и, как часто бывает, на этом погорели. Дополнили список проблем кривая оптимизация, косой сетевой код и хромой баланс. Выступавшая издателем Paradox помаялась с игрой полгодика, а потом плюнула на все и свернула дальнейшую разработку. Но при этом на сайте «парадоксов» War of the Vikings по-прежнему продается.

11 место - Valhalla Hills (2015)

Вот так в Средневековье выглядели небоскребы

Викинги в Valhalla Hills проживали какие-то нетипичные, которых язык не повернется назвать прирожденными воителями. Хотя сражаться им время от времени приходилось. Но чаще - строить. А еще копать, охотиться, ловить рыбу, варить пиво и делать уйму мелких дел, которые положены обитателям серии Settlers , потому как именно ее клоном Valhalla Hill s и являлась. Осваивая остров за островом, викинги должны были добраться до Валгаллы (вариант всем дружно героически погибнуть в бою ими почему-то не рассматривался), чтобы помочь сыну Одина вернуться в родной дом. Кстати, в серии Settlers северяне тоже присутствовали, а потому вполне можно сказать, что одиннадцатое место в нашем хит-параде Valhalla Hills разделила со своим именитым родичем.

10 место - Jotun (2015)

Та козявочка внизу и есть Тора

Даже в наш век всеобщего полового равноправия женщины редко становятся героями игр про викингов. Двухмерный экшен Jotun оказался не только тем самым «редко», но был еще и «метко». Его главным действующим лицом стала воительница Тора, которой крупно не повезло утонуть в самом начале игры. По меркам северян такая смерть не считается достойной, а потому не оставляет погибшему шансов на попадание в Валгаллу. Но боги дали девушке второй шанс, и теперь для получения путевки в посмертный приют по системе «все включено» ей придется ушатать пятерых великанов (йотунов). Размером каждый - с маленький небоскреб, характер - злющий, а топором Торы им даже педикюр не сделать. Словом, все как мы любим.

9 место - The Lost Vikings (1993)

Как бы сказали лет семь назад, студия Silicon & Synapse делала близзардовские игры еще до того, как это стало мейнстримом

Давным-давно, когда Blizzard еще была даже не Blizzard, а Silicon & Synapse, эта компания уже разрабатывала отличные игры. Самой известной из них является история о трех викингах, которые так рьяно пытались сбежать с похитившего их космического корабля, что заплутали во времени и пространстве. Выбраться из этой передряги (читай посетить несколько эпох и совладать с врагами, ловушками и пазлами) Эрику, Олафу и Балеогу удалось только совместными усилиями. Совершенные подвиги сделали троицу настолько знаменитой, что связанные с ней пасхалки можно найти в World of Warcraft и в StarCraft II . А в Heroes of the Storm викинги и вовсе оказались играбельными персонажами. Или точнее персонажем. Потому что здесь, как и раньше действовать им приходится исключительно сообща.

8 место - King’s Bounty: Воин Севера (2012)

Не обошла тему викингов и возрожденная серия King’s Bounty . «Воин Севера » трудно назвать лучшей ее частью, но в то же время сделана она была по проверенным лекалам при разумном количестве новинок. Героем разработчики назначили Олафа, сына конунга. Выдали ему подходящую по рангу цель - перебить орды мертвецов. Подновили, пусть и не самым лучшим образом, ролевую систему. Добавили валькирий, чтобы в походах не так скучно было. И при этом сохранили самое главное свойство King’s Bounty . Это когда садишься за игру скоротать вечер, а оторваться не можешь до утра.

7 место - The Witcher 3: Wild Hunt (2015)

Думаем, никого не ввел в заблуждение тот факт, что викинги во вселенной «Ведьмака» обитали не в Скандинавии, а на архипелаге Скеллиге. И что о существовании слова такого «викинги» тамошние жители даже не подозревали.

Потому что во всем остальном совпадение мы имеем практически стопроцентное. Схожие язык и мифология. Схожее пристрастие к морскому разбою. Схожие привычки, в том числе любовь к дракам и пьянкам. Схожий выпестованный не одним поколением навык совмещать праздник и похороны (пары гостей, убитых на этом самом празднике). Словом, отличные получились в третьем «Ведьмаке» викинги. Почему же мы тогда поместили их только на седьмое место? Да, потому что играть за северян тут, увы, нельзя. Разве что в гвинт.

6 место - Hammer of the Gods (1994)

Эту игру можно было бы назвать клоном Heroes of Might and Magic , если бы не тот факт, что вышла она за год до релиза первых «Героев» (причем издатель у обоих был один и тот же - New World Computing). Hammer of the Gods редко попадает в какие-либо хит-парады, а между тем, даже с учетом сходства с HoMM , самобытности в «Молоте богов» было хоть отбавляй. Например, сеттинг, совмещавший средневековую Европу и северную мифологию. Результат такого симбиоза порой оказывался очень забавным: в игре было четыре фракции - люди, гномы, эльфы и тролли, так вот последние селились где-то в районе Новгорода. Необычной оказалась и цель игры - хотя суть Hammer of the Gods сводилась к постоянным походам и войнам, условием победы была не тотальная зачистка карты, а выполнение заданий всех богов из положенного каждой фракции пантеона.

5 место - Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest (1996)

По степени малоизвестности эта смесь стратегии и RPG может посоперничать с Hammer of the Gods , хотя тема викингов в ней оказалась раскрыта полнее, чем где бы то ни было. Начиналось игра с того, что вы становились правителем небольшого земельного надела, этаким мелкопоместным ярликом, а вот продолжение истории зависело уже целиком от вашего желания. Можно было остаться дома, развивать торговлю, быть душкой и паинькой. А можно было во главе верных воинов отправиться покорять и грабить близлежащие земли. В таком случае игра превращалась в этакую скандинавскую версию Pirates! с морскими боями, захватом городов и кабацкими драками. Даже жениться разрешалось. При этом нельзя сказать, что Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest получилась игрой идеальной. Вовсе нет, но только сотворить что-то подобное больше, увы, никто не пытался.

4 место - Medieval: Total War - Viking Invasion (2003) и Viking: Battle for Asgard (2008)

Разумеется, студия Creative Assembly не могла не попасть в наш хит-парад. Более того, именно скандинавам был посвящен слэшер Viking: Battle for Asgard , ставший одной из попыток британцев по освоению жанра экшен. К сожалению, после знакомства с игрой приходилось признать, что в данном конкретном случае освоить удалось лишь бюджет.

Другое дело - профильная стратегическая серия Creative Assembly, тут по традиции все обходится без проколов (ну, почти). Что до викингов, то они стали играбельной фракцией сразу в нескольких частях Total War , а в случае с первой Medieval им даже был посвящен отдельный адд-он.

3 место - Rune (2000)

Хотя сейчас скриншоты из Rune напугают даже фаната Minecraft, на момент своего релиза в 2000 году эта игра числилась в передовиках графического производства. Сюжет ее отчасти схож с историей, которая была рассказана в упомянутой выше Jotun . Главный герой тонул, то есть погибал бесславной смертью, но получал шанс все исправить и попасть в Валгаллу с полагающимся по случаю пафосом. Однако если Торе из Jotun требовалось бросить вызов великанам, то главный герой Rune , викинг по имени Рагнар, становился фактически личным помощником Одина и должен был помочь ему сорвать планы Локи. Оно и понятно, Один хоть и бог, но Один в поле не воин. Впрочем, в концовке разрешалось предать высокого покровителя (и тут же об этом пожалеть, поскольку Локи в таком случае своего внезапного союзника убивал).

2 место - Banner Saga (2014)

Караван шел. Караван идет. Караван будет идти. По крайней мере, до 2018 года, когда должен состояться релиз вроде бы последней, третьей части этой серии. Banner Saga - это не поэма о ратных подвигах. Не песнь о великих воинах. Это притча о том, как выжить во время конца света. Да, финал здешнего мироздания во многом отличается от летописного Рагнарека. Волк Фенрир не проглотил солнце, наоборот, оно сияет днем и ночью. Но легче от этого не становится, ведь, кажется, сама смерть преследует по пятам сбившихся в могучую кучку людей и рогатых варлов, которые на самом деле и являются воплощением викингов в игре. Здесь нельзя останавливаться. Здесь нужно прикрывать щитами слабых. Порой жертвовать одним, но близким, чтобы спасти остальных, но безликих. И всегда быть готовым вступить в бой - ведь, в конце концов, мы говорим об одной из лучших тактических игр за последний десяток лет.

1 место - The Elder Scrolls V: Skyrim (2011)

Как и в случае с третьим «Ведьмаком » и серией Banner Saga викинги в Skyrim получились слегка замаскированные. Зовутся они нордами, мечтают попасть не в Валгаллу, а в Совнгард (правда, с той же целью напиваться каждый день) и уже не столько разоряют чужие города, сколько пытаются отбить свои у имперских войск. Но все же это именно викинги, стереотипные и каноничные викинги - немногословные, готовые по поводу и без выдать прямой в челюсть, любящие хорошенько кутнуть, а при случае и попытаться навалять люлей дракону. Так что ответственно вам заявляем: «Скайрим для викингов!» Ну или для нордов. То есть восклицательный знак.

Викинги в World of Warcraft

«Нам нужны гигантские темные варварские викинги-вампиры из ада!» Эти слова (реальная цитата Криса Метцена с BlizzCon) определили концепцию самой брутальной и нордической расы в мире World of Warcraft . Врайкулы (слово происходит от греческого «вриколакас» - «вурдалак») появились в адд-оне Wrath of the Lich King на ролях элитных миньонов Короля-Лича. В свободное от некромантии и разборок с игроками время эти четырехметровые бородачи бороздили океаны на драккарах, грабили прибрежные деревни и выясняли, кто из павших в бою достоин быть унесенным валькириями, а кому коротать посмертие в виде нежити дрожащей - словом, принципиально не отличались от исторических прообразов. К адд-ону Legion они чуть облагородились, благо покойный к тому времени Артас на роль эрзаца бога смерти никак не тянул (будучи к тому же ростом по пояс большинстве врайкулов) и оказались вполне неплохими парнями, чей прародитель с оригинальным именем Один стал одним из главных союзников игроков на Расколотых островах и лично курирует представителей класса воинов.

Викинги во вселенной Warhammer

Миры Warhammer, конечно же, не могли пройти мимо образов вооруженных топорами могучих северян. В (ныне покойной) вселенной Warhammer Fantasy жители Норски - условно скандинавского региона - в подавляющем большинстве поклонялись Хаосу, предавались радостям каннибализма и отращивали всамделишные рога, клешни и щупальца (впрочем, в ранних изданиях существовали и «хорошие» боги, скопированные с Одина и Ко, а в Blood Bowl викингоподобные норсканцы являются отдельной командой, никак не связанной с Хаосом). Age of Sigmar, пришедший на смену WHFB, изменений в нордический облик хаоситов не привнес. А вот в Warhammer 40,000 дела обстоят совсем иначе: практически полностью «викингский» (от имен до традиций) орден Космических волков является одним из вернейших Императору и специально предназначался для уничтожения космодесантников-предателей. Что, впрочем, не мешало гордым воинам Фенриса регулярно цапаться с Инквизицией.

Игры про викингов, очень часто, строятся вокруг однообразной тематики войны и сражений. А вот жанры радуют своим разнообразием, тут вам и стратегии, и RPG, и казуальный симулятор. В своих произведениях, разработчики стараются выдерживать временную эпоху Средневековья и придерживаться традиционных стереотипов о викингах. Например, головным убором скандинавских воинов, практически во всех играх, являются рогатые шлемы. В Lost Vikings , разработчики из компании Blizzard, высмеивают сложившиеся стереотипы. Кроме Lost Vikings, наиболее известными играми про викингов на ПК, можно назвать Viking: Battle for Asgard и Loki: Heroes of Mythology . В некоторых играх, таких как Skyrim или «Ведьмак 3», непосредственного присутствия викингов нет, но есть расы или группа персонажей, которые очень сильно их напоминают.

Игры-стратегии про викингов

Для любителей пошевелить мозгами и поэкспериментировать с тактикой существуют качественные игры-стратегии про викингов. В них, игроку предстоит не только сражаться против других наций, но и уделять внимание собственному поселению или отряду. Добывать ресурсы и провиант, строить здания, корабли и боевые машины, производить оружие и т.д. Наиболее популярными стратегиями о викингах для ПК считаются Viking Saga и Medieval Total War: Viking Invasion .

В стратегии про викингов можно поиграть не только на ПК, но и на мобильных устройствах. Наиболее известным произведением для Android и iOS устройств является Vikings: War of Clans .

С нашего сайта вы можете скачать лучшие игры про викингов на ПК, Android или iOS любых жанров. Здесь вы найдете объективные обзоры, посмотрите видео и картинки, чтобы сделать правильный выбор. Также с нашего сайта вы можете начать играть в онлайн-игры про викингов бесплатно.

Всем привет! Ниже собрана подборка игр про викингов для компьютера. Именно про викингов игр не так много поэтому я собрал пока что только 13 игр. По мере появления новых игр, они добавляются сюда. Если на примете есть ещё игры, пишите в комментариях.

Rune Classic

Дата выхода : 2001 г.

Изометрический экшн, ролевая игра. Верховный бог Один, отправляет четырех своих лучших подданных, на поиски утерянных рун, сила которых сможет уничтожить весь мир, вызвав Раграрёк. В это время, злое божество Один, высылает своих приспешников, что бы они уничтожили героев и приблизили конец света.

В процессе игры, герой исследует большой мир, который представлен множеством отдельных поселений. Основная цель – найти все руны и победить существ, охотящихся на героя. В процессе игры, геймер сможет прокачать своего персонажа и сражаться с помощью различных видов холодного и метательного оружия. Ключевым моментом проекта стали динамичные бои, развитая система диалогов и уместный юмор.

Medieval: Total War - Viking Invasion

Дата выхода : 2002 г.

Историческая стратегия в средневековом сетинге. Игрок должен взять под управление небольшое государство и вывести его на лидирующие позиции, создав масштабную империю и захватив или уничтожив все ближайшие страны.

Игровой процесс объединяет в себе два жанра – глобальную пошаговую стратегию и тактические сражения в реальном времени. В режиме битвы, можно управлять отдельными отрядами юнитов, заниматься осадой или обороной крепости. Из главных достоинств проекта стоит отметить то, что в игре смоделированы практически все страны периода средневековья с достоверным вооружением и точной исторической амуницией, поэтому игрок сможет управлять рыцарями, конницей, лучниками и другими воинами тех времен. Инновационный геймплей и большой выбор фракций, позволяют этой игре, занять достойное место в .

Loki: Heroes of Mythology

Дата выхода : 2007 г.

Жанр : RPG с видом сверху, фэнтези, «руби и реж»

Фэнтезийная приключенческая hack’n’slash ролевая игра, которая объединяет в себе элементы древней мифологии Египта, Греции и Скандинавии. Сюжет игры расскажет об противостоянии героя и древнего злого божества Сета, который объединил всех коварных богов, чтобы навсегда уничтожить мир и все добро. Игрок выступает в роли героя, который путешествует по мирам в поисках Сета.

Beowulf: The Game

Дата выхода : 2007 г.

Жанр: экшн от третьего лица, фэнтези, игра по фильму

Приключенческий экшн с видом от третьего лица. Сюжет игры тесно переплетается с одноименным фильмом. Игрок сможет примерять на себя роль Беовульфа, легендарного воина, который жаждет доказать свою силу и завоевать славу, истребляя всех чудовищ, наводящих ужас на Данию и соседние королевства.

В процессе прохождения, герой побывает в знакомых местах и будет сражаться с опасными монстрами, которые заполонили мирные земли. Игрок будет сопровождаться командой соратников. Ими можно управлять, отдавая приказы. В игре реализован режим берсерка, в котором герой впадает в ярость и начинает сокрушать всех, кто попадется под руку.

Viking: Battle for Asgard

Дата выхода : 2008 г.

Жанр : «Руби и реж», экшен с видом от третьего лица,

Динамичный экшн с элементами слешера от третьего лица. Игрок выступает в роли Великого воина, который должен возглавить армии викингов, чтобы противостоять богине Хель, бросившей вызов самому Одину. Ее приспешники проникли в мир людей и начали сеять хаос и тотальную разруху. В процессе игры, герой будет сражаться с войском злого божества и мифологическими созданиями.

Игра обладает отрытым миром, который можно исследовать в поисках новых воинов, которые помогут в войне. В процессе прохождения игрок сможет прокачивать основного героя, открывая новые умения и комбо приемы. Бои в игре можно разделить на две части. Одиночные сражения с противником и массовые битвы с участием больших армий и особых чемпионов.

King’s Bounty: Warriors of the North

Дата выхода : 2012 г.

Пошаговая ролевая игра с элементами стратегии. События проекта происходят в фэнтезийном мире Эндория. Сюжет игры расскажет про Олафа, который является лучшим воином с нежитью и монстрами. Его основная задача – полное истребление темных сил и освобождение мирных земель от нашествия армии хаоса.

Игровой процесс представляет собой путешествия по открытому миру, выполнение различных заданий, а также бои. Сражения происходят в пошаговом режиме, в котором игрок сможет расставлять собственные войска, использовать заклинания и продумывать тактику. В игре реализована прокачка героя и наем новых юнитов. Игра понравится всем любителям классических ролевых игр с большим фэнтезийным миром и множеством квестов. Стоит отметить что проект занял достойное место в списке лучших игр,

Volgarr the Viking

Дата выхода : 2013 г.

Жанр: Платформер, инди

Хардкорный 2D платформер, выполненный в пиксельной графике. Игрок выступает в роли викинга, который блуждает по мистическим подземельям и истребляет нечисть. На пути героя встречаются различные мифические создания и громадные боссы, каждый из которых требует собственной тактики и уникального подхода.

Проект сможет перенести игрока во времена хардкорных игр, когда для прохождения даже самого легкого уровня, требовалось множество попыток, а смерть была необратимой. Также в игре нет сохранений и каждый раз приходится начинать заново все уровни. Volgarr the Viking понравится всем любителям сложных игр, которые способны бросить вызов самым заядлым геймерам.

Viking Saga

Дата выхода : 2013 г.

Жанр : Стратегия, приключения

Приключенческая стратегия про средневековых викингов. Былое величество королевства, пришло в упадок из-за неизвестной болезни, жители бежали, оставив старые города в руинах. Игрок сможет побывать в роли молодого правителя, который развивает свое поселение и пытается угодить всем его жителям, возобновляя утраченную мощь былого царства.

Игровой процесс представлен в виде квестов, которые нужно выполнять по мере поступления. Игрок должен управлять рабочими, которые чинят дома, отстраивают дороги, добывают ресурсы, выращивают различные культуры и производят продукцию. Основная цель игры – возобновить инфраструктуру и вернуть королевству его былую силу. Проект выполнен в мультипликационной графике и отлично подойдет всем любителям мирных стратегий на развитие.

War of the Vikings

Дата выхода : 2014 г.

Жанр: сражения на мечах, многопользовательская

Многопользовательский исторический экшн от третьего лица. Игра построена на противостоянии викингов и саксонов, которые сражаются между собой за владение территориями. Каждая локация, диктует свой собственный сюжет и сценарий, по которому должны действовать команды противников. В проекте присутствует пять игровых режимов, а также одиночная компания.

При первом входе в игру, можно выбрать внешность своего воина, его вооружение, щит и мелкие знаки отличия. После этого можно идти в бой, выбрав одну из сторон конфликта. Решающим параметром сражения, является ловкость и мастерство владения оружием. В игре представлена исторически достоверная экипировка викингов и саксов, а также большой выбор разных типов холодного вооружения вроде мечей, топоров булавы и т.д. War of the Vikings входит в

The Banner Saga 1 и 2

Дата выхода : Первая 2014 г. Вторая 2016 г.

Тактическая пошаговая стратегия в фэнтезийном сетинге. Сюжет игры расскажет об противостоянии четырёх рас, которые были созданы разными божествами для собственных неизвестных целей. Игрок будет командовать мирными народами, которые сражаются с Драгами – мифическими демонами, заточенными в черные доспехи.

Jotun: Valhalla Edition

Дата выхода : 2015 г.

Жанр: приключения, инди,

Хардкорный приключенческий инди-эшкн, выполненный в рисованной графике. Игрок побывает в роли Торы – павшей воительницы, которая желает восстановить свою честь и обрести славу викинга. Для этого героиня ищет особые артефакты, которые открывают доступ к Йотунам – мифическим титанам, жаждущим уничтожить Тору.

Игра условно разделяется на две составляющие. Первое – поиск артефактов. Для этого нужно исследовать локации и отыскивать спрятанные предметы. Второе – непосредственно сам процесс боя с йотуном. Каждый босс имеет уникальные типы атак, что требует особой тактики и новых приемов. Из ключевых достоинств игры, стоит отметить превосходную вручную нарисованную графику, сложных противников, а также увлекательную историю.

For Honor

Дата выхода : 2017 г.

Жанр : Сражения на мечах, экшн с видом от третьего лица

Командный исторический экшн с видом от третьего лица в сетинге средневековья. Игра построена на противостоянии трех фракций – рыцарей, викингов и самураев. Команды игроков сражаются на различных локациях, а задачи и сценарий, зависят от выбранного режима игры и локации. В игре доступна одиночная компания и многопользовательские онлайн битвы.

В проекте, очень большое внимание уделяется боевой системе. Игрок может выполнять рубящие и колющие удары с разных сторон, а также блокировать атаки противника. В игре присутствует большой выбор исторической экипировки. Викинги могут сражаться с большими топорами, рыцари с двуручными мечами, а самураи с катанами. Качественная и детализированная графика, а также ураганный геймплей с уникальной боевой системой, позволяют игре For Honor, быть в

Vikings - Wolves of Midgard

Дата выхода: 2017 г.

Жанр: RPG, слэшер

RPG игра про викингов, где по мифологии землю ждёт неминуемая кончина от рук огненных и морозных великанов. Игрок в роле вождя клана викингов в группе своих собратьев путешествует по замерзшему Нифльхейму и горящему Муспельхейму сражаясь с великанами при ужасных условиях. Кроме возможности играть за викинга, также можно взять под контроль воительницу с своими уникальными особенностями.

Убивая врагов, игрок оттачивает искусство владение тем оружием которое использует, будь то меч, лук или посох. Также в игре есть сила богов подчиняемая с помощью амулетов, божья сила дарует игроку уникальные способности. В игру встроен кооперативный режим что позволяет пройти её на пару с другом, выбрав одну из 4-ех сложностей.

Vikings: War of Clans

Дата выхода: 2017 г.

Жанр: ММО, стратегия

Браузерная MMO стратегия о противостоянии кланов викингов. Каждый клан вмещает более сотни ярлов с распределением рангов, которых в игре 5: Рядовые, воины, генералы, старейшины и глава клана - Вождь. Ранг напрямую зависит от достижений в битвах.

ИГРАТЬ

В мирное время каждый клан улучшает свой город и тренирует войско, для всех улучшений в игре требуется игровая валюта - золото и такие материалы как - дерево, железо, камень, серебро. Также еда необходима для тренировки и увеличения войска. В игре есть глобальное событие - Битва Королевств, за победу в котором дается особое золото.

Игры про викингов, безусловно, входят в пантеон любимых тематик существенной части игроков. Скандинавская мифология в играх встречается часто — то разработчики придумают народ «ну очень похожий на викингов» или мимолетом упомянут одного из скандинавских богов (Один, Тор, Локи и др.).

При этом, нельзя утверждать, что древней Скандинавии оккупировали топ лучших игр, все-таки качественных проектов не так много.

Подборка лучших игр про викингов

на ПК и консолях составлена в соответствии с личными игровыми предпочтениями

Viking: Battle for Asgard

С целью освободить Фенрира-волка и тем самым вызвать Рагнарёк, армия мертвецов, ведомая повелительницей загробного мира Хель, вторгается в Мидгард. Молодой воин Скарин — избранник богини Фрейи, встает на пути тёмных замыслов.

Похвальная, но не самая удачная попытка британской студии The Creative Assembly создать экшен про викингов, тем не менее, заслуживает упоминания в «анналах».

Vikings: Wolves of Midgard

Вот и наступил, предсказанный древним пророчеством Рагнарёк и великаны-йотуны вторглись в мир живых с намерением погубить людей и богов Асгарда, но на их пути встает могучий воитель — вождь клана «Волки Мидгарда».


Hellblade: Senua’s Sacrifice

Valkyrie Profile: Lenneth + Valkyrie Profile 2: Silmeria

Легендарные игры жанра JRPG, созданные студией tri-Ace повествуют о приближающейся последней битве в канун Рагнарёка. Верховный бог викингов Один посылает своих дочерей-валькирий (в первой части — Леннет, во второй — Сильмерия), чтобы собрать души павших воинов (эйнхерии) для отправки Вальхаллу.


Не всегда, когда в японской игре упоминаются валькирии, имеется четкая связь с мифическими девами-воительницами, но в случае с этими проектами связь прослеживается четко. Первая часть — , вторая — входит в , что как-бы намекает…

The Elder Scrolls V: Skyrim

Среди множества рас знаменитой серии игр The Elder Scrolls, одной из самых популярных являются норды (действие пятой части происходит на севере). Не нужно иметь несколько высших образований, чтобы заметить их очевидную связь с тематикой.


Игровой процесс под стать — полная свобода действий в огромном открытом мире северной провинции континента Тамриэль — Скайрим, выделяющейся своей суровой природой, мифическими существами, а также … напоминающей Древнюю Скандинавию в представлении людей, её населявших.

Total War Saga: Thrones of Britannia

События этой глобальной стратегии с тактическими битвами в реальном времени охватывают период с 878 до 1066 гг. нашей эры и посвящены вторжению викингов на Британские острова и их борьбе с англо-саксами и гэлами.


Создатели знаменитой серии игр Total War, уже выпускали проект посвященный северным воинам — Medieval Total War Viking Invasion, но то было дополнение, пускай и масштабное, на сей раз, перед нами полностью самостоятельный проект.

The Banner Saga (трилогия)

Стилизованная под настоящую сагу Севера игра повествует о нависшей над миром смертельной опасности. Появившиеся из недр земли каменные чудища угрожают всему живому и чтобы выжить людям и варлам приходится объединиться, чтобы выжить.


Одна из лучших тактических игр возглавляет мой личный топ. Игровой мир придуман бурной фантазией разработчиков и, как часто бывает, северяне именуются здесь по-другому и даже мифология здесь своя (хотя и прослеживается сходство местных богов с Асами), но атмосфера донельзя аутентичная.

Знаете ещё хорошие игры про викингов? Пишите в комментариях!

«Внимайте мне все священные роды, великие с малыми Хеймдаля дети!..
Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, век мечей и секир,
треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира; щадить человек человека не станет».

«Старшая Эдда», XIII век

Еще недавно королевой эпоса была греческая мифология — любой гражданин нашей, да и не только нашей страны может спокойно идти сдавать экзамен по теме «Олимп и его обитатели: нравы, обычаи, повадки». Сложные отношения Геракла с родителями занимали умы и трогали сердца не одного поколения любителей одноименного сериала и многочисленных фильмов того же содержания.

Однако сейчас всевозможные «Битвы титанов», «Перси Джексоны» и иже с ними если и вызывают интерес, то скорее вежливый, чем восторженный. На смену Зевсу, Аиду и Персею с гарпиями, кентаврами и медузами-горгонами пришли Тор, Локи и Рагнар с провидцами, Мировым Древом и инеистыми великанами. И хотя греки себя пока окупают по старой памяти, скандинавы по-северному медленно, но методично захватывают рынок.

В игроиндустрии расстановка сил, впрочем, иная. Бал правят God of War, Rise of The Argonauts, Age of Mythology и Titan Quest со своими клонами, а скандинавский эпос скорее исключение, чем правило. Но если приглядеться, понимаешь, что в играх викинги тоже не последняя спица в колеснице. Сегодня мы посмотрим, какие легенды северных народов вдохновляли разработчиков, к чему это привело и стоит ли в ближайшее время готовиться к нашествию поедателей мухоморов и кусателей щитов на консоли и ПК.

Трое в космосе, не считая топоров

Первая вылазка северян на игровое поселение случилась в 1992 году стараниями компании Silicon&Synapse , впоследствии превратившейся в знаменитую Blizzard Entertainment . Бодрый платформер The Lost Vikings вообще плоть от плоти сплошь именитых родителей: в качестве издателя выступала небезызвестная Interplay Entertainment , а вторую часть выпустили уже сами «Близзарды».

По сюжету трех викингов - Эрика, Олафа и Балеолога - похищает злобный император инопланетной расы крутонионцев Томатор. Этот коллекционер-любитель прочит героев в свой зверинец для уникальных форм жизни, но, понятное дело, не на тех нарвался. Из зверинца друзья сбегают, и куда только нелегкая их после этого не заносит: в списке локаций, помимо космического корабля Томатора, есть и египетские пирамиды, и фабрика, и цирк, и доисторическая деревня.

Национальный исторический парк Л’Анс-о-Медоуз входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На фоне других платформеров The Lost Vikings сразу выделилась необычным геймплеем - управлять здесь нужно не одним персонажем, а сразу тремя, причем у каждого свои слабые и сильные стороны. Эрик - мозг команды и быстрее всех бегает, Олаф держит оборону крепким дубовым щитом, а Балеолог крошит пришельцев в капусту мечом или отстреливает из лука с бесконечным запасом стрел.

Реальные викинги считаются одними из самых грозных воинов, когда-либо бороздивших моря и даже океаны. По большей части это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии и в погоне за наживой опустошавшие все земли, до которых могли доплыть на своих ладьях. Вместе со скандинавами в этом были замечены венды - славяне с Балтийского полуострова, попеременно грабившие то шведские, то датские земли.

Старый добрый комплект «Викингов» для Sega, теперь - сокровище для коллекционеров.

Свои кровавые набеги викинги совершали с VIII по XI века, наводя ужас не только на англов, франков и русичей, но и на жителей Гренландии и Америки. Вопрос о том, доплывали ли викинги до Америки, долго оставался открытым, пока в 1960 году ученые не обнаружили в Канаде остатки принадлежавшего им поселения Л’Анс-о-Медоуз.

Что интересно, викинги начали и закончили свои завоевания на одном и том же острове - Британии. Первое нападение - на графство Дорсет в 789 году - завершилось полной победой язычников-мореходов, а последняя вылазка относится к 1066 году, когда остатки измельчавшего скандинавского воинства разбил в битве при Гастингсе Вильгельм Завоеватель.

Один из самых популярных тактических приемов в The Lost Vikings - Олаф прикрывает щитом Балеолога, пока тот разбирается с пришельцами.

Но вернемся к трем викингам, волею разработческой фантазии очутившимся аж в космосе. В дополнение к радостям стратегии и тактики The Lost Vikings еще и очень веселая игра. Вот вам пример стандартного обмена любезностями во время приключений на космическом корабле:

- Если этот Томатор такой злой, почему он оставил для нас все эти полезные штуки - бомбы и прочее? - осведомляется Олаф.

- Слушай, в других играх никто не задает таких вопросов! - отвечает Эрик.

- Да, Олаф , - добавляет Балеолог. - Кончай занудствовать!

Игра настолько понравилась публике, что в 1997 году обзавелась продолжением - The Lost Vikings 2 , в котором неугомонный Томатор опять телепортирует троицу к себе на корабль. Во второй части появляются два новых персонажа - дракон Скорч и трансильванский волк Фанг, хотя одновременно можно по-прежнему управлять только тремя героями из пяти. Дракон, как ему и положено, летает и плюется огнем, а волк почему-то карабкается по стенам и, естественно, царапается.

Blizzard Entertainment до сих пор хранит об этой игре нежную память: в StarCraft 2: Wings of Liberty в кают-компании «Гипериона» стоит игровой автомат «The Lost Viking».

Человек из фьорда

Слово «викинг» буквально переводится как «человек из фьорда». Изначально это были мелкие разбойники, которые прятались в укромных бухтах и грабили проплывавшие мимо суда. Откуда взялось само слово, ученые пока еще спорят. Возможно, так раньше обозначались фьорды, или разбойники чаще прятались в бухтах норвежской области Вик, или корень слова происходит от древненорвежского глагола «vike», что означает «покидать свои земли, отправляясь грабить или торговать».

Валькирия-сан

Спустя два года после выхода The Lost Vikings 2 к скандинавской тематике обратились... японцы. Компания tri-Ace при поддержке Enix (сейчас - Square Enix ) выпустила достаточно успешную ролевую игру Valkyrie Profile для PlayStation 2, впоследствии портированную и на ПК.

Японцы на то и японцы, чтобы если уж браться за скандинавский эпос, то со всей серьезностью и вниманием к деталям. Главной героиней тут выступает валькирия Леннет, сопровождающая души погибших воинов в Вальхаллу, где они тренируются в ожидании Рагнарёка. Попутно Леннет пытается вспомнить свое прошлое.

Эксклюзивный арт Rune 2, любезно предоставленный нам Human Head Studios.

Визуально Valkyrie Profile - смесь 2D и 3D: по карте мира перемещаемся в 3D, по городам и подземельям - в 2D. Хотя в игре можно собрать небольшой отряд, во время сражений игроку подвластна только Леннет: она прыгает, дерется на мечах и замораживает врагов ледяными кристаллами. Летая над картой мира, валькирия использует свою основную способность - спиритическую концентрацию, при помощи которой открывает подземелья, обнаруживает врагов и подходящие для телепортации души.

Тот, кто северной мифологией на досуге не увлекался, сразу натыкается в игре на незнакомые или малознакомые термины. Что за валькирия такая, какие еще эйнхерии, асы, ваны, Асгард, Мидгард, Вальхалла, Рагнарёк... Давайте разбираться.

На заре времен Один, верховный бог и повелитель асов (кроме них есть еще ваны - тоже боги, но гораздо старше и мудрее; между собой ваны и асы то грызутся, то мирятся), поднял из могилы провидицу вёльву и повелел ей поведать судьбу мира. Вёльва сообщила, что грядет Рагнарёк - гибель богов и всего сущего, и случится он сразу после финальной битвы между богами и чудовищами, олицетворяющими мощь природы. Одина убьет огромный волк Фенрир, а того в свою очередь поразит сын Одина Видар. Тор, бог грома и бури, убьет змея Ёрмунганда, но и сам падет от его ядовитого укуса.

Англичане любят развлекаться ежегодной реконструкцией битвы при Гастингсе.

Фрейр, бог плодородия и лета (вот он из ванов, как и его знаменитая сестра Фрейя), погибнет в битве с огненным великаном Суртом; Хеймдаль, страж богов и Мирового Древа, сразится с Локи, богом хитрости и обмана, однако ни один не сможет одержать верх. Видя, что силы зла и добра примерно равны, великан Сурт обрушит на землю всю свою огненную мощь, уничтожив и Мидгард, мир людей, и Асгард, обитель асов (вот что это, если не читерство?).

Скандинавские мифы, хоть и по обыкновению жестокие, не ставят в пророчестве о Рагнарёке ни мрачной черной точки, ни загадочного многоточия. Вёльва рассказала Одину, что за гибелью мира последует его возрождение: в Асгарде поселятся оставшиеся в живых сыновья Одина и Тора, а в Мидгарде - двое переживших катаклизм людей, от которых снова пойдет человеческий род.

«Викинги» на борту «Гипериона».

Итак, задача Леннет в Valkyrie Profile - собирать души самых храбрых и благородных воинов, эйнхериев, и доставлять их на пир в Вальхаллу, небесные чертоги в Асгарде. Там эйнхерии не только объедаются и пьют, но и готовятся к Рагнарёку, а Леннет отвечает за их тренировку. У каждого воина есть шкала значимости - она показывает, насколько он готов к последней битве, в которой по версии японцев почему-то сойдутся асы и ваны (а как же Фенрир, ему же положено поглотить солнце... непорядок!).

Valkyrie Profile переиздавалась не раз, но малыми тиражами, а потому цены на лицензионный диск подскакивали аж до сотни американских долларов. И хвалили «Валькирию» в первую очередь за фантастический сюжет, почерпнутый ее создателями из северных мифов. Хотя типично японских (читай анимешных) элементов в этой игре не меньше, чем скандинавских.

Руны Асгарда

Предотвращение Рагнарёка и битва со змеем Ёрмунгандом - основа сюжета в экономической стратегии Cultures 2: The Gates of Asgard 2002 года выпуска. По версии разработчиков из немецкой компании Funatics ,остановить апокалипсис по-скандинавски получится, только если представители четырех народов выступят единым фронтом в борьбе с надвигающейся напастью.

История начинается, когда викинг Бьярни, сын Лейфа Эрикссона, видит сон, в котором бок о бок с тремя чужеземцами пытается остановить конец света. Бьярни решает, что сон в руку, и отправляется в Англию, Италию и Нормандию уговаривать этих самых чужеземцев присоединиться к нему. По счастью, видения преследуют Бьярни не по причине злоупотребления волшебными грибами, так что с громадным змеем сразиться все-таки придется.

Валькирия - дочь конунга или самого храброго воина, которая подбирает павших воинов и отправляет их прямиком в Вальхаллу.

Между прочим, Лейф Эрикссон - реальный человек, сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. Предполагается, что именно Лейф открыл Америку за пять столетий до Христофора Колумба. Его подвиги на ниве мореплавания описаны в «Саге об Эрике Рыжем» и «Саге о гренландцах», историческую достоверность которых позже подтвердили археологические раскопки. С командой всего из тридцати пяти человек он открыл Хеллуланд, Маркланд и Винланд, потенциально - Баффинова Земля, полуостров Лабрадор и побережье Ньюфаундленда соответственно. Помимо Cultures 2, он упоминается в Корсарах: возвращение легенды .

А вот Бьярни, сын Лейфа, уже целиком вымышленный персонаж. Его приключения критики встретили прохладно: Gates of Asgard получили твердую тройку из-за однообразного геймплея, мало изменившегося со времен первой части, скучной музыки и тягучего повествования. Очень нордическая игра у Funatics получилась.

А вот о Rune (2000),слэшере с видом от третьего лица, разработанном Human Head Studios , такого не скажешь. Кто же на сей раз берется за нелегкую эту работу - Рагнарёк останавливать?

Юный воин Рагнар узнает от старейшины, что стоящие на центральной площади родного поселения Рунные камни - не туристическая достопримечательность и не элемент дизайна экстерьера, а единственное средство, способное удержать Локи в заточении под землей.

Согласно «Прорицанию вёльвы», во время Рагнарёка солнце почернеет, звезды упадут с неба и вода зальет землю.

Как всегда, не обходится без предателей - Конрак, один из соплеменников Рагнара, выбирает сторону Локи, однако с Одиновой помощью юноша выбирается из глубин царства мертвых Хельхейма и после бесчисленных боев с превосходящими силами противника спасает Рунные камни от уничтожения. Или сам выбирает сторону Локи, что добром ни для кого никогда не кончалось - бог обмана, он и в Скандинавии бог обмана, потому что врет как дышит.

Грех было бы не совершить здесь краткий экскурс в биографию конунга Лодброка, он же датский король Рагнар. Для датчан Рагнар - то же, что король Артур для британцев: документальных источников, подтверждающих, что он жил на этом свете, нет, зато в сагах упоминаний о нем пруд пруди.

Если Рагнар действительно когда-то правил Данией, то было это в IX веке. Почему Лодброк? На то есть несколько версий. По самой распространенной и самой веселой, «лодброк» означает «кожаные штаны». Натурально - кожаные штаны Рагнара, сшитые ему женой как оберег. Которые он бессменно носил всю жизнь. Более «гигиеничное» объяснение - плотные кожаные штаны спасли Рагнару жизнь в детстве, когда он свалился в яму со змеями. Ну а самая красивая версия - «лодброк» означает «знамя судьбы», поскольку на конунговом знамени был вышит ворон Одина, а сыном именно этого бога Рагнар себя и считал.

Опять же по легенде, у Рагнара Лодброка было одиннадцать законных сыновей и уйма бастардов от многочисленных наложниц. Это маленькое семейное войско отомстило за смерть отца, случившуюся во второй половине IX века. Хотя в списке побед Рагнара значится захват Парижа и немалого куска британских земель, во время одного из походов он был пленен королем Нортумбрии Эллой Вторым, закован в цепи и брошен в яму со змеями. На этот раз кожаные штаны, увы, не спасли - то ли змей было слишком много, то ли кусали они выше.

У Рагнара из Rune судьба сложилась удачней. С точки зрения легенд, действие тут однозначно перевешивает сюжет, но для создания нужной атмосферы хватает. Игру любят до сих пор, недаром же петиция с требованием выпустить Rune 2 к моменту подготовки материала собрала 6683 подписи. Чтобы выяснить, что там с выходом продолжения, и обсудить недавнее переиздание оригинала, мы пообщались с Тедом Хальстедом из Human Head Studios.

Тед Хальстед

Здравствуйте, Тед! В прошлом году Human Head Studios перевыпустили Rune как Rune Classic через Steam. Что изменилось для компании со времен выхода оригинала, и с какими трудностями вы боретесь сейчас?

Мы с огромным удовольствием вернулись к Rune и были очень рады тому, что переиздание приняли так тепло. С начала двухтысячных в сфере разработки игр многое изменилось, и мы думаем, что сейчас самое время для нового путешествия в мир викингов и северной мифологии. У разработчиков стало больше свободы - и издатели, и игроки готовы к экспериментам. Можно спокойно делать игру на своих условиях.

Чтобы Rune Classic все-таки вышла, потребовалась большая работа. В чем основные различия между оригиналом и новой версией?

Создатели первой части собрались вместе, чтобы под именем Rune Classic объединить исходную Rune, Rune: Halls of Valhalla и Rune: Viking Warlord . В Halls of Valhalla мы сильно доработали знаменитый зубодробительный мультиплеер Rune. Аддон включает в себя арену для смертельных боев (со зрителями), хэдбол - такой кровожадный, в духе викингов, вариант современных видов спорта, - новых персонажей и насмешки.

Для не менее сурового синглплеера мы взяли новых монстров из Warlord и отполировали уровни. А до кучи включили все расширенные версии музыкальных треков из игры и аудиодиск в формате OGG.

А расскажите нам о Halls of Valhalla поподробнее - история, геймплей, особенности?

Это мультиплеерное дополнение к Rune. Мультиплеер - одна из самых популярных возможностей игры, и мы хотели ее расширить, увеличив число режимов, - например, добавили кооперативный. По Halls of Valhalla можно понять, в каком направлении будет развиваться Rune, а основная ее концепция - погрузить игрока в хаос, где только и успеваешь, что топором махать направо и налево. Что касается истории, то тут игроку главное - показать лучшее, на что он способен, то есть как ловко он отрубает врагам конечности большим острым оружием.

Верные поклонники Rune подали петицию о выпуске Rune 2. Есть ли у них повод надеяться на выход второй части в ближайшем будущем, или у вас пока нет таких планов? Если есть, то что будет в Rune 2, поделитесь концептуальными идеями?

Очень приятно, что поклонники продолжают нас поддерживать, а их интерес не иссякает. Мы к ним прислушиваемся и рады, что люди до сих пор собираются поиграть в Rune. В будущем она точно будет фокусироваться на кровавом ближнем бою как при игре в клане, так и соло.

История второй Rune будет посвящена одному: что это такое - быть воином. С акцентом на битвах, завоеваниях, наживе и чести, славе и, если игроку этого захочется, успехе его клана. Рагнар останется ключевым героем повествования, но появится и новый главный герой, великий викинг-завоеватель, смысл приключения которого будет в том, каким путем игрок станет вести своего воина - или воительницу - на протяжении всей его или ее жизни.

Новый сюжет Rune подчеркнет богатство скандинавской мифологии, но с другой точки зрения. Игра будет не небесно-фэнтезийной, а больше ориентированной на Мидгард. Мифы реальны, они окружают воина. Мечтаете об успехе на поле боя или в море - извольте учитывать, чего желает тот или иной бог. Можно будет приносить ему жертвы или складывать добычу у алтаря, а можно пойти войной на его последователей, изматывать их набегами и стычками.

Со сроками выхода пока ясности нет. Сейчас мы разговариваем с несколькими потенциальными партнерами о следующем этапе разработки. Ситуация в индустрии кардинально изменилась, лучшего времени для выпуска необычных игр и игр, ориентированных на мультиплеер, и не придумаешь. Настало время для следующей Rune.

Получается, вторая Rune уже вовсю разрабатывается?

Герой Rune - известный (особенно после свежего сериала «Викинги») скандинавский воин Рагнар. Что вы можете рассказать нам о реальном Рагнаре, погружались ли вы в его историю во время создания игры и насколько глубоко?

Мы много читали о настоящем Рагнаре и его похождениях, его история была хорошим заделом для создания мощного персонажа. А еще нам очень понравилось, как звучит его имя. В будущем Rune сфокусируется на том, каким образом воин может достичь успеха как завоеватель, поэтому запутанная история такого короля, каким был Рагнар Лодброк, окажется напрямую связана с игрой.

И да, мы большие поклонники сериала.

Скандинавская тематика пока не очень популярна среди разработчиков, вы одними из первых обратили на нее внимание. А почему, собственно, вы выбрали для Rune северные легенды, нет ли тут личного интереса?

Скандинавская мифология в сочетании с историей создает один из самых богатых и насыщенных миров для игр. Для нас первая Rune была всего лишь началом. Сейчас мы понимаем северные легенды гораздо глубже, чем во времена работы над оригиналом, и с нетерпением ждем, когда сможем познакомить мир со следующей эпической главой в истории завоеваний викингов.

Лично я всегда восхищался северной мифологией и историей, а теперь и моя шестилетняя дочь этим увлеклась и спешит меня поправить, если я где-то даю маху: «Пап, это же Локи - мама Слейпнира (восьминогий конь Одина, порождение Локи. - Прим. авт.)».

А какие у вас любимые скандинавские легенды?

Да разве можно тут выбрать одну или две! Я все время узнаю новые. Недавно увлекся историями о клане Вольсунгов, Беовульфе и всем, что с ними связано. Чем больше узнаешь, тем больше расстраиваешься из-за того, сколько было утеряно за прошедшие века, да и то, что осталось, конечно, изменили более поздние культурные напластования.

А что насчет богов - есть ли фавориты?

Опять сложный выбор, но я, пожалуй, остановлюсь на Одине и Торе. Многие считают, что Один - это такой «мудрый старец, отец всего и всея». В общем-то верно считают. Но он божество не только знаний, но и битв, если уж дерется, то до конца, и вдобавок приносит жертвы ради и знаний, и побед. А Тор помимо прочего выступает в роли защитника, о чем знают немногие. Именно к нему взывают о спасении в бурю или об урожае в спокойные времена.

И еще Имир. Представьте себе великана настолько огромного, что весь мир был создан из его тела.

И последний вопрос - вы верите в то, что Рагнарёк когда-нибудь настанет, или миф, он на то и миф, чтобы в него не верить?

Он грядет.

Жили-были

Каково же было житье-бытье викингов? Те, кто побогаче, могли позволить себе большой прямоугольный дом из промазанного глиной дерева или из камня. В таком доме помещалась вся многочисленная родня состоятельного хозяина. Крестьяне жили в простых домиках в одну комнату, из дерева и с торфяной крышей. Большую часть времени проводили в центральной комнате - там устраивали очаг, готовили еду и спали. Иногда в качестве дополнительной опоры крыши по краям комнаты ставили столбы, а получавшиеся промежутки использовали как спальни.

Слишком викинг

После выхода Cultures 2 про скандинавов забыли на целых шесть лет, пока в 2008 году не случился «северный прорыв» - одна за другой вышли три игры в жанре приключенческого боевика, с разных сторон исследующие эту тематику: Tomb Raider Underworld , Viking: Battle forAsgard и Too Human .

Если про Underworld и Battle for Asgard слышали многие, то у Too Human путь оказался куда более тернист. Канадцы из Silicon Knights , невзирая на шестьдесят с лишком миллионов долларов бюджета, допустили одну, но роковую ошибку: сделали игру на Unreal Engine 3, «забыв» оплатить права на использование движка. После судебных разбирательств с Epic Games им пришлось уничтожить все нереализованные копии игры и выплатить пострадавшей стороне девять миллионов долларов.

Ресурсов для строительства в Gates of Asgard великое множество: тут и дерево, и камень, и черепица, и кирпич, и мрамор, и глина, и железо.

Впрочем, энное количество копий до игроков все-таки добралось, и «террой инкогнита» игра не осталась. Главным героем здесь выступает Бальдр, бог весны и света, по доброте душевной помогающий человечеству бороться с захватчиками-инопланетянами. Скандинавская мифология в Too Human переплетается с научной фантастикой: пришельцы в массе своей - огромные роботы, а боги-асы, чтобы усилить свои способности, используют... кибернетические имплантаты.

Более традиционный вариант северных легенд использовали разработчики из The Creative Assembly , ответственные за Viking: Battle for Asgard. Сюжет таков: боги в Асгарде разругались в пух и прах, а больше всех курсом партии возмущалась богиня смерти Хель, дочка Локи, за что и была выслана из небесного королевства. Хель, натурально, возмутилась, решила освободить волка Фенрира и устроить всем Рагнарёк. Чтобы к ее угрозам отнеслись посерьезнее, Хель подняла викингов из могил и огнем и мечом пошла на Мидгард.

Это уже категорически не устроило Фрейю, богиню любви и войны. Она обратилась за помощью к юному воину Скарину, и тот не смог отказать красавице-богине. Хотя зря она парню мозги запудрила - стоило Скарину узнать об истинной причине мидгардских бед, как он... сам освободил Фенрира, избавив людей от повседневного присутствия богов.

Сурт - владыка муспелов, огненных великанов.

Кстати, Фрейя в игроиндустрии - одна из самых популярных богинь. Она упоминается в World of Warcraft , Lineage II , Ragnar?k Online (о ней речь далее) и Final Fantasy IX , да и вообще почти во всех фэнтезийных ролевках, вроде Neverwinter Nights или серии The Elder Scrolls , регулярно встречаются предметы, зачарованные этой богиней.

Фрейя - дочь приемного сына Одина Ньёрда, которого ваны оставили в Асгарде в качестве заложника после того, как было заключено перемирие с асами. После Фригг, жены Одина, Фрейя в Асгарде занимает самое почетное место среди богинь и управляет валькириями. А по красоте ей и вовсе нет равных! Фрейя может превращаться в сокола, а после пропажи мужа - то ли человека, то ли воплощения Одина в смертном обличье - плачет она золотыми слезами. Именно Фрейя обучила асов волшебству, до того известному лишь ванам.

Как и Cultures 2, Battle for Asgard звезд с неба не хватает: игру ругали за однообразный геймплей и пустой мир, состоящий из трех почти одинаковых островов, которые герой может исследовать в поисках союзников - или противников. Плюсов два - интересные комбо-приемы и особая атмосфера, хотя сам по себе сюжет достаточно примитивен.

А вместо сердца пламенный топор

Воевали викинги чаще всего копьями где-то в полтора метра длиной либо мечами. Мечи тоже предпочитали длинные, с небольшой гардой. Острым делали только верх клинка, а нижнюю часть либо вообще не трогали, либо оттачивали слабо. Настоящий ужас врагам внушали скандинавские секиры - тонкие топоры с боковыми щекавицами и широким, симметрично расходящимся лезвием.

Расхитительница Хельхейма

Очень тщательно свой сюжет прорабатывали Crystal Dynamics , «родители» Лары Крофт с седьмой по девятую части. В Underworld, логическом продолжении Legend , скандинавская мифология исследуется с энциклопедической скрупулезностью. Если распечатать все соответствующие записи из личного дневника Лары, получится неплохая подборка «Всё, что вы хотели знать о легендах севера, но до сего момента не удосужились прочесть».

В чем, в чем, а в кровище Battle of Asgard недостатка не испытывает.

Уже в первой главе леди Крофт отправляется на поиски Нифльхейма, земель вечного мрака и тумана, где обитают инеистые великаны. По преданиям во вселенной существуют девять миров: помимо упоминавшихся Асгарда, Мидгарда и Хельхейма на Мировом Древе произрастают Ванахейм - обитель богов-ванов, Ётунхейм - тут живут великаны-ётуны, Муспельхейм - мир огня, вход в который денно и нощно охраняет великан Сурт, Свартальвхейм, населенный гномами-цвергами, Льёсальвхейм, где живут светлые альвы, или эльфы, и, наконец, Утгард, мир демонической магии, куда может попасть лишь избранный.

В отличие от других миров Утгард существует вне ясеня Иггдрасиля, и толком не известно, где он, собственно говоря, есть. Он не подчиняется мировому порядку, который братья-асы Один, Вили и Ве установили, когда поместили в созданный ими космос небо (Асгард), землю (Мидгард) и подземье, куда отправляются души умерших (Хельхейм).

В Rune Classic крошить врагов топором на кусочки по-прежнему весело.

Сценаристы Underworld не только пересказали основное содержание северных мифов, но и предложили свое, причем очень логичное, объяснение пророчества о Рагнарёке. Ёрмунганд, огромный змей, чье пробуждение должно спровоцировать финальную битву богов и чудовищ, на самом деле - цепочка тектонических разломов, опоясывающих нашу планету. Как и в любой цепи, тут тоже имеется свое слабое звено - и если его разбить при помощи особого механизма Иггдрасиля, начнется бесконечная череда вулканических извержений, которая приведет к гибели человечества. Ларе придется выступить в роли Тора и при помощи полного комплекта его вооружения - перчатки, пояс, молот - поразить змея, то есть уничтожить механизм, способный инициировать Рагнарёк.

Впрочем, не все относятся к скандинавской мифологии столь серьезно. Шведы из Arrowhead Game Studios выпустили в 2011 году юмористический приключенческий боевик Magicka . Игра подавала большие надежды и даже была признана игрой года на Swedish Game Awards в 2008-м, еще будучи в разработке, но финальная версия, увы, могла выиграть гонку за количество багов и отсутствие баланса.

При помощи рунных камней у каждого оружия в Rune можно активировать дополнительные возможности - например, высасывать из врагов жизненные силы ударом меча.

История вертится вокруг четырех магов из древнего ордена, пытающихся помешать колдуну Гримниру уничтожить Мидгард, хотя впоследствии выясняется, что настоящая угроза исходит от демона Ассатура. Скандинавские легенды здесь - не более чем повод вволю поглумиться над целой плеядой хитов: протягивают и Warhammer , и The Legend of Zelda , и Dungeon Keeper , и Diablo , и даже фильмы «Звездные войны», «300» и «Монти Пайтон». Выбрав любого из четырех волшебников, игрок сражается с противниками с помощью волшебного посоха и холодного оружия. В качестве последнего могут выступать и меч в камне из легенд о короле Артуре - в прямом смысле слова меч, торчащий из камня и, соответственно, использующийся как молот, - и даже пулемет М60.

Плыть по морю голубому

Викинги славились как искусные судостроители и могли похвалиться большим флотом. Основную часть кораблей составляли драккары - деревянные боевые суда с высоко поднятыми носом и кормой, рассчитанные на сто - сто пятьдесят воинов. Боевые корабли поменьше назывались снеккары: в них помещалось до шестидесяти человек. Строились суда из ясеня, сосны или дуба, а паруса шили из овечьей шерсти. Потом шерсть покрывали ланолином - жировым слоем, защищавшим парус от воды. Строили викинги и торговые суда - кнорры. Широкие и вместительные, кнорры часто использовались для дальних разведывательных походов.

Артефакты онлайна

Хотя большая часть посвященных скандинавской тематике игр сделана в жанре приключенческого боевика, северные легенды в чести и на онлайновых ролевых просторах. Самая прославленная игра тут, без сомнения, Ragnar?k Online , детище корейской компании Gravity Co .

Первоисточник RO - корейские комиксы-манхва авторства Ли Мён-джина, после игры адаптированные еще и для аниме. Большая часть названий и имен позаимствована из скандинавских мифов, но есть в игре и города, стилизованные, например, под арабские или английские сказки. Приятная особенность Ragnar?k Online в том, что ее вселенная постоянно развивается: игровой мир регулярно расширяется, появляются новые классы, умения, профессии, монстры, квесты и т.д. Все ключевые обновления называются «эпизодами».

Примерно так выглядел Лейф Эрикссон.

Изначально в RO была только одна нация, и все игроки начинали свои приключения в королевстве Мидгард, но в 10-м и 11-м эпизодах добавились технократическая Республика Шварцвальт и религиозное государство Арунафельц. Непосредственно из скандинавской мифологии сюда перекочевали Нифльхейм и Вальхалла, но к наследию севера что первая часть, что Ragnar?k Online 2: Legend of the Second имеют мало отношения. Вы только взгляните на типично анимешные портреты персонажей и мысленно представьте, как эти розововолосые и лиловоглазые красавцы и красавицы смотрелись бы на групповой фотографии с реальными викингами.

Помимо RO существует не столь известная Haven&Hearth , бесплатная MMORPG от Фредрика Тольфа и Бьёрна Йоханссена, двух шведских студентов-энтузиастов. Игра была отмечена на Saturn Game Awards, хотя она до сих пор крайне нестабильна: мир Haven&Hearth пережил уже семь «вайпов», то есть полных обнулений с перерисовкой карты.

Интересно, что в H&H допускается убийство не находящегося в Сети персонажа, если он совершил кражу или сам кого-то убил. При этом воскреснуть погибший не может, и единственный вариант - создать нового героя, к которому перейдет от 25 до 75% навыков погибшего. Кроме того, тут специфичная система крафтинга: нужно пройти весь путь создания предмета, от подготовки инструментов до заготовки материалов. Например, чтобы сделать бочку, нужно срубить и распилить дерево, но сначала придется собрать пилу, топор или молоток из камней и ветвей. Чем больше прокачан набор необходимых умений и лучше используемые ресурсы, тем качественнее и получившийся предмет - вплоть до уровня артефакта. Все как в жизни.

Викинги засветились и в The Elder Scrolls V: Skyrim. В исходной игре есть Вальхалла (хоть называется она иначе, и мы туда даже угодим по сюжету), а на обложке первого официального дополнения Dawnguard красуется суровый северянин.

Кстати, об артефактах. Без этих уникальных, часто наделенных магическими свойствами вещей не обошлась и германо-скандинавская мифология. Встречаются они и в играх - например, упоминавшийся выше набор доспехов Тора из Tomb Raider Underworld или Too Human.

Мьёлльнир, что с древнескандинавского переводится как «разрушитель», - пожалуй, самый широко разрекламированный изо всех божественных артефактов и присутствует везде, где есть хотя бы намек на Тора или его родственников. Почти невесомый молот так же красив, как и смертоносен. Помимо бога-громовержца поднять его могли только сыновья Тора - Магни и Сигню, и то при помощи железных перчаток и пояса, чьи кольца удваивают силу владельца.

У Мьёлльнира занятная история изготовления: однажды Локи поспорил с цвергами Броком и Синдри, кто в гномьем царстве лучший кузнец. Брок и Синдри выковали молот, признанный асами лучшим гномьим творением, и бог-ловкач спор, соответственно, проиграл. Однако Один не позволил цвергам отрубить Локи голову, как было оговорено в условиях спора, и в качестве компромисса богу обмана зашили рот. Но из-за происков Локи и тысячи попыток помешать гномам выиграть у молота вышла короткая рукоять.

Еще один эксклюзивный арт, присланный нам авторами Rune 2,

Помимо Мьёлльнира у скандинавов есть еще с десяток необычных артефактов. Например, Гунгнир, копье Одина, которое всегда попадает в цель и убивает с одного удара; Скидбладнир, самый большой в мире корабль, который можно сложить так, чтобы он уместился в карман, или другой корабль, Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, - на нем Хель перед началом Рагнарёка выплывет из царства мертвых (кстати, поэтому северные народы всегда обрезали своим умершим ногти). И, конечно, Гьяллархорн - рог из чистого золота, в который протрубит Хеймдаль, возвещая о начале Рагнарёка.

А еще есть ожерелье богини Фрейи Брисингамен, которое, как истинная дамская штучка, ничего такого не умеет, но красиво до умопомрачения, сверкает и радует глаз. Его даже сам Тор надевал, когда ему пришлось переодеться в женское платье, чтобы вернуть себе украденный Мьёлльнир (да-да, в этой истории тоже не обошлось без Локи).

Случится Рагнарёк когда-нибудь или нет, мы не знаем, но вот в том, что он взволновал умы разработчиков, сомневаться не приходится. Как и в том, что с легендами в играх обходятся весьма вольно, хотя переосмысление Crystal Dynamics мифа о конце света по-скандинавски заслуживает уважительных аплодисментов.

К сожалению, в ближайшее время ничто не предвещает ни активного вмешательства викингов в игровую жизнь, ни хотя бы появления единичного хита, который отойдет от темы Рагнарёка и по-настоящему погрузит геймеров в многослойный германо-скандинавский эпос. Единственное, что точно выйдет, так это аркадный слэшер по мотивам второй части фильма «Тор», и остается только надеяться, что на этот раз Marvel выпустят что-то поприличнее Thor: God of Thunder , который, несмотря на всякие вкусности для фанатов, вроде озвучки силами Криса Хемсворта, Тома Хиддлстона и Джейми Александер, после получаса ознакомления с геймплеем отправляется на полку с играми категории «Ы».

Хотя сюрприз на то и сюрприз, чтобы поразить воображение неожиданно. Что ж, будем ждать, когда на наши головы свалится сбалансированный, продуманный с точки зрения сюжета и действия проект, вдохновленный мифами и легендами народов Скандинавии. Авось дождемся.

Буквы разные писать

Письменность древних скандинавов была рунической, причем в шведской провинции Даларна рунами писали вплоть до XIX века. Одна из самых известных находок, сохранивших исходные письмена, - это рунные камни в датском городе Еллинге. Вот так выглядела надпись, сделанная первым датским королем Гормом Старым. Читается это как «kurmr kunukr karthi kubl thusi aft thurui kunu sina tanmarkar but», а переводится как «Горм-король сделал памятный камень в честь Тюры, своей жены, Дании повелитель/повелительница». Это первое письменное упоминание названия этой страны, найденное на ее территории.