Дидактическая игра для младшей группы детского сада «Разноцветная посуда. Игры и упражнения на тему «Посуда Развивающие игры для детей посуда

Задачи : расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Посуда»; совершен­ ствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы винитель­ ного падежа имен существительных; образование относительных прилагательных; образование и употребление простых распространенных предложений; образование и употребление сложнопод­ чиненных предложений с союзом потому что)", классификация предметов посуды по способу упот­ ребления в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная).

Оборудование : картинка с изображением Федоры, 3 большие картинки с изображением буфета, плиты, стола и 34 маленьких предметных картинок с изображениями предметов посуды (чайник завароч­ ный, чашка чайная, блюдце чайное, молочник, сахарница, кофейник, нож столовый, вилка, ложка чайная, кастрюля, сковорода, чайник, миска, половник, дуршлаг, нож кухонный, селедочница, суп­ ница, тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, масленка, сито, терка, стакан, солонка, салатник, чашка кофейная, блюдце, конфетница, ложка кофейная, поднос, соусник, доска разделочная).

Вариант 1

На наборное полотно выставляют картинку с изображением Федоры. В качестве организационного момента можно использовать отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе».


Логопед сообщает детям, что у бабушки Федоры горе: от нее ушла посуда. Затем логопед выкла­ дывает на стол маленькие предметные картинки с изображением посуды и предлагает детям назвать, какая посуда ушла от Федоры. Дети по одному подходят к столу выбирают по несколько картинок, составляя простые распространенные предложения.

Образец ответа ребенка: От Федоры ушли сковорода, кастрюля, чайник. От Федоры ушли чашка, чайник и блюдце.

Логопед предлагает помочь Федоре помыть посуду. Дети по очереди выбирают любую маленькую картинку на наборном полотне и составляют предложение: Я буду мыть кастрюлю. Я буду мыть чашку и т. д.



Вариант 2

Игра проводится с целью дифференциации посуды по способу употребления в быту и отработки уме­ния составлять сложноподчиненные предложения. На наборное полотно выставляют 3 большие картинки с изображениями буфета, плиты и стола. Логопед предлагает вспомнить, какая бывает посуда, для чего она служит, как ее используют. Затем логопед предлагает детям помочь Федоре и поставить посуду на место: кухонную - на плиту, столовую - на стол, чайную и кофейную в буфет. Дети по желанию выбира­ ют предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют ее по местам.

Образец ответа ребенка: Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.

Вариант 3

В подготовительной группе можно усложнить задание, предлагая детям выбирать 2 картинки с посудой, разной по употреблению в быту, чтобы дети составляли сложные предложения разных типов.

Образец, ответа ребенка: Я поставлю кастрюлю на плиту, потому что это кухонная посуда, а чашку и блюдце в буфет, потому что это чайная посуда.

Эту игру можно использовать с целью закрепления умения детей образовывать относительные при­ лагательные. (Если чайник сделан из фарфора, какой это чайник? Этот чайник фарфоровый.)

Назначение игры:

Данная игра будет полезна детям младшего дошкольного возраста, воспитателям, учителям - логопедам дошкольных учреждений и родителям. Игра многофункциональная, поэтому использовать её можно в нескольких вариантах.

Цели игры : Знакомство с цветом.

Задачи:

Образовательные: Учить детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Совершенствовать умения накладывать силуэт на контур. Формировать пространственные представления (внизу, вверху, справа, слева). Закрепить название посуды.

Коррекционно-развивающие: Познакомить детей с обобщающим словом «посуда» Учить согласовывать прилагательные с существительными (красная чашка). Развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: Воспитывать активность и самостоятельность на занятии; дружеские взаимоотношения между детьми.

Игровое оборудование: Игра изготовлена из плотного картона с изображением контура посуды разного цвета и плоскостные силуэты посуды из разноцветного картона.

Варианты игр:

«Разложи посуду по цветам»

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть и назвать силуэты посуды, её цвет. Наложить силуэты на соответствующий цветовой контур.

«Найди посуду по названию»

Ход игры: Предложить детям из нескольких силуэтов посуды, выбрать и правильно наложить на игровые поля, те силуэты, которые называет педагог. Например (найди только кастрюли, назови какого они цвета) и так далее.

«Вверху, внизу, справа, слева».

Ход игры: Педагог предлагает выбрать и наложить на цветовое поле, те силуэты посуды, которые находятся вверху. Например (красная чашка, синяя тарелка) и так далее.

Проект «Посуда для Федоры»

Воспитатель: Богданова Галина Александровна.

Краткосрочный проект в средней группе:

«Посуда для Федоры»

Цель: обогатить и обобщить знания детей по теме «Посуда».

Расширять запас слов по теме «Посуда»;

Обогатить и уточнить представления об истории возникновения посуды;

Совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду (цвет, узор) ;

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.

Результат (продукт) проекта : Создание «Чудо-дерева», изготовление дидактических игр («Собери осколки», «Тактильные кастрюльки» «Такая разная посуда») .

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный:

2-й этап: основной

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы,

Просмотр м\ф,

Занятия,

Наблюдения,

Рисование,

Аппликация,

Дидактические игры

3-й этап: заключительный:

Выставка детских работ.

Участники: дети, воспитатели, родители.

1-й подготовительный этап:

Подбор методической литературы по данной теме;

Подбор настольно-печатных и дидактических игр;

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения о посуде; загадки и пословицы на данную тему;

Подбор аудиозаписей по данной теме.

2-й этап-основной:

Познание . Тема «Какая бывает посуда» (приложение 1)

Пальчиковые игры: «Вот тарелка для Федоры».

Дыхат. гимнастика: «Подуй на чай».

Чтение художественной литературы «Федорино горе».

Дидактические игры «Мамины помощники», «Собери осколки», сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды». (приложение2).

Коммуникация: Тема «Посуда для Федоры».

Пальчиковая гимнастика «Помощники», изготовление дидактической игры: «Такая разная посуда».(приложение 3, фото1)

Разгадывание загадок по данной теме. (Приложение 4)

Дидактическая игра «Найди похожую посуду». Предложить пластилин для самостоятельной лепки «Миски для медвежат».

Художественное творчество : Лепка «Тарелочки для бабушки Федоры»

Подвижная игра: «Посуда»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Чтение стихов на данную тему.

Труд: моем посуду в кукольном уголке.

Раскраски для детей на тему «Посуды».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».

Художественное творчество : рисование «Посуда для кукол».

Пальчиковая гимнастика «Посудка».

Чтение рус. нар. Сказки «Жихарка».

Разучивание песни «Мамины помощницы».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Художественное творчество : аппликация «тарелочки» (папье-маше).

Труд: сервировка стола перед обедом.

Чтение пословиц и поговорок про посуду.

Совместное изготовление дидактической игры «Тактильные кастрюльки»

Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие у Куклы Кати» (сюжет) .

Предложить трафареты для самостоятельного рисования кухонной посуды

3-й этап заключительный:

Выставка детских работ.

Итоги проекта : В процессе бесед, чтении стихов и сказок расширили знания и представления детей о посуде. Раскрыли возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

Приложение 1.

Образовательная область «Познание».

Цель : формировать представление о предметах материальной культуры – посуда, умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла.

Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.

Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

1.Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её…

Дети: кастрюля.

(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).

2.На плите – кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый…

Дети: чайник.

(Воспитатель достаёт из сундучка картинку-отгадку с изображением чайника и тоже выставляет её на доске).

3.Суп, салат, пюре и гренки

Подают всегда…

Дети: в тарелке.

(Воспитатель достаёт из сундучка соответствующую картинку-отгадку и помещает её вместе с остальными на доске).

Воспитатель: молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Кастрюля,

чайник, тарелка,- что это? Каким, одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: это посуда.

Воспитатель: перечислите, какую посуду вы ещё знаете.

Дети: сковорода, ковш, кофейник, половник, чашка, блюдце, сахарница.

Ребята, в сундучке записка. Послушайте.

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю. (Самовар-Самоварыч).

Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»).

Давайте отправимся в гости к бабушке Федоре.

Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

Воспитатель:

Снова горе у Федоры,

Не пошел ей впрок урок.

Чистоты, порядка нету,

Снова здесь опять переполох.

Разбежалась вся посуда,

Нет тарелок, а еда:

Фрукты, овощи, продукты,

Разбежались кто куда!

Давайте поднимем то, что разбросано. Возьмите каждый по одному предмету посуды и поставьте на полку, назвав его.

Игра «Чего не стало?»

Посмотрите на посудную полку. Назовите, дети, что на полке стоит?

Ответы детей: На полке стоит чайник (тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, сахарница, ковшик).

Запомните, а теперь закройте глаза. Я уберу один из предметов посуды, а вы, открыв глаза, назовёте, чего не стало.

Ответы детей: Не стало тарелки, сковороды.

А знаете ли вы, дети, из каких материалов изготавливают посуду?

Дети: из пластмассы, из металла, из дерева, стекла, из глины.

Воспитатель: Правильно ответили, молодцы. Посуда сделана из разных материалов.

А теперь вставайте в круг и поиграем все вместе в игру с мячом.

«Угадай, из чего сделано?»

Кастрюля из металла какая?

Дети: металлическая.

Воспитатель: бокал из стекла какой?

Дети: стеклянный.

Воспитатель: ложка из дерева какая?

Дети: деревянная.

Воспитатель: кувшин из глины какой?

Дети: глиняный.

Воспитатель: поднос из пластмассы какой?

Дети: пластмассовый.

Воспитатель: половник из металла какой?

Дети: металлический.

Воспитатель: вазочка из стекла какая?

Дети: стеклянная.

Воспитатель: хлебница из дерева какая?

Дети: деревянная.

Воспитатель: горшочек из глины какой?

Дети: глиняный.

Воспитатель: тарелка из пластмассы какая?

Дети: пластмассовая.

Воспитатель: салатница из стекла какая?

Дети: стеклянная.

Пальчиковая игра «Вот тарелка для Федоры»

Вот тарелка для Федоры – Большой круг правой рукой.

Жёлтое колечко. Маленький круг правой рукой.

Для котлет и для пюре, Загибать пальцы, начиная

Для блинов и гречки. с большого.

Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

Ответы детей:

От Федоры убежал чайник. Чайник без крышки.

От Федоры убежала чашка. Чашка без ручки… и т.д.

«Помоем посуду»

На столе – посуда горкой,

Рядом есть с водою таз.

Генеральная уборка

Начинается у нас.

Как много хорошего вы сегодня сделали: посуду отремонтировали, помыли, а куда ее ставят? (на полку).

Появляется Федора

Ах, вы чистые сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вас почистили песочком,

Окатили кипяточком.

И вы сияете опять

Словно солнышко.

Игра «Разбитая посуда»

Пока мы посуду мыли

Некоторые предметы разбили,

Но исправимся сейчас –

Склеим мы её сейчас!

Федора: Спасибо вам!

Федора: А знаете, что я вам хочу пообещать?

Буду всем я помогать,

Чисто мыть посуду,

А поставить все на место

Я не позабуду!

Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай. А нам пора возвращаться обратно. До свидания.

Приложение 2

Сюжетно – ролевая игра «Магазин посуды»

Цель : Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, ее назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах. Развивать умение играть роль продавца, покупателя, шофера, грузчика.

Материалы и оборудование: предметы посуды, полочка, прилавок, счеты, упаковочный материал, машина, заправочная станция.

Мотивация: У куклы Кати новоселье. Кукла пригласила гостей, но посуды у нее пока нет. Посуду нужно купить в магазине.

Распределение ролей: Нужен продавец, шофер, грузчик, остальные дети – покупатели.

Ход игры: Кукла Катя дает поручение (ребенок играет роль куклы Кати), сходить в магазин за посудой для приготовления угощения одному ребенку, другого просит купить чайную посуду.

Дети идут а магазин за посудой. В магазин шофер на машине привез в коробках посуду. Грузчик разгружает коробки. Продавец расставляет посуду на полки.Покупатели покупают посуду. Продавец вежливо общается с покупателями. Упаковывает чайную посуду одному покупателю, другому столовую посуду. А третьему кухонную посуду. Дети несут посуду кукле Кате домой. Кукла Катя благодарит детей за покупки, распаковывает посуду, дети все вмести принимаются готовить праздничный обед. Приглашают всех детей, угощают. Показывают концерт, читают знакомые стихи. Новоселье заканчивается, гости собираются уходить, благодарят куклу Катю за угощение. Кукла Катя их вежливо провожает.

Рефлексия.

-Дети в какую игру мы сегодня играли?

-В какой посуде и что вы готовили?

-Чем вы наливали суп, компот?

-Какой ложкой вы угощали кукол тортом?

-Понравилась ли вам игра?

Загадки про посуду.

1. Скажите, как назвать ее: все в дырках зубы у нее,

Но редьку, хрен, морковку она перетирает ловко.

2. Пузатый, носатый на печке сопел.

Потом вдруг нечаянно песню запел (Чайник)

Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится - пригласит чайку напиться.

3. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

4. Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор. Называюсь я … (Фарфор)

5. Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела! » (Чайник)

6. Носит воду Хозяину в угоду;

При нем живет, Пока не упадет. (Чашка)

7. Неприступная на вид, Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри Угощение внутри! (Сахарница)

8. Я горячее храню, Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. (Термос)

9. Если я пуста бываю, Про себя не забываю,

Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. (Ложка)

10. Новая посуда, А вся в дырках. (Решето)

11. Она бывает глубока. Она бывает мелка.

Однако, это не река. (Тарелка)

12. Чайника подружка Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… (Кастрюлей)

13. Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. (Ложка)

14. Если хорошо заточен, Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Изготовление «Тарелочек для бабушки Федоры

Предлагаю сделать красивую глубокую тарелку папье-маше своими руками. Тарелка может быть любой формы - плоская или наоборот глубокая суповая. В моем примере глубокая тарелка - миска для конфет. Занятие невероятно простое и приятное, а результат красив и функционален.

Для создания глубокой тарелки (блюдца) нам понадобится:

Несколько газет,

4-5 листов белой бумаги формата А4,

Тарелка с водой,

Клейстер,

Краска нужного цвета (у меня желтая,

Кисточка для краски,

Тарелка (блюдце) - основа.

Начинаем работать:

1. Берем вазелин или жирный крем и смазываем им тарелку с внешней стороны;

2. Рвем газету на небольшие кусочки и наносим их на перевернутую тарелку («приклеиваем на вазелин») - это у нас первый слой. Важно тщательно обклеить края тарелки;

4. Когда газеты высохли, аккуратно начинаем обкладывать также кусочками белой бумаги 11-й слой. Оставляем сушить.

6. Когда клей подсох, аккуратно вынимаем основу. Теперь изнутри у нас получилась газета.

7. Ее обклеиваем белой бумагой, смоченной в клею.

8. Когда слой подсох, начинаем обклеивать бумагой еще один слой. Также позаботьтесь о том, чтобы были проклеены края тарелки. Желательно нанести слоев 3-4 изнутри и снаружи, в таком случае тарелка будет особенно устойчива.

9. Окрашиваем тарелку в два слоя, ждем, наносим какой –нибудь рисунок на дне (можно-аппликацию, как в моем случае; можно расписать. Наша глубокая тарелка (блюдце) папье маше сделанная своими руками готова. Ее можно даже использовать как вазу для конфет! Наполняем ее конфетами и наслаждаемся.

Игры и упражнения на тему «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.

Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.

Закрепить знания о цвете, величине, количестве.

Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».

Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.

Пополнить лексический запас детей по теме.

Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.

Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.

Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.

Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.

Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.

Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.

Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.

Платок, салфетки, стаканчики.

Вырезанные из бумаги картинки «муха».

Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.

Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.

Пирамидка в виде стаканчиков.

Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.

Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.

Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.

Картинка с изображением чашки. Пластилин.

Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит» Е. Железновой.

Содержание:

Приветствие

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.

Это тарелка. В нее можно положить еду.

Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.

Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.

Это нож. Им можно резать хлеб.

Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол. Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки. Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте на салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села.

Кыш, муха, улетай!

Нечего тебе делать на нашей посуде.

Подуйте на муху, чтобы она улетела. (Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка. (Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли

Посушить не позабыли:

Чашки, блюдца в ряд стоят

И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним» Железновой.

Рисование пальчиками «Кастрюля» («Чайник»)

Раскрасьте кастрюлю в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице.

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице.

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.

Чтобы чаю мог попить он,

Молока и лимонаду.

Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит» (под одноименную песенку Е. Железновой)

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.

Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально) . Получился стул со спинкой.

А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Их много. Сколько всего тарелок? (Много тарелок). Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,

По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Дидактическое упражнение «Складываем салфетки»

Давайте красиво сложим салфетки в стаканчик.

Картотека

дидактических игр и упражнений по теме "Посуда"
(старшая группа)

Цели:
Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.
Активизация словаря по теме.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.

Цели:
Развитие слухового внимания.
Формирование логического мышления и фразовой речи.
Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п.
Цели:
Развитие зрительного внимания и памяти.
Активизация словаря по теме.
Практическое употребление простого предложения.
На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.
Цели:
Активизация словаря по теме.
Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.
Игра «Три медведя »:
В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.
Игровая ситуация «А что в мешочке?»
- Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»
Это кастрюля. В ней можно сварить суп. Это тарелка. В нее можно положить еду. Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот. Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его. Это нож. Им можно резать хлеб. Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.
Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»
- Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.
Аппликация и лепка «Чайный сервиз»
- Перед вами стол (рисунок).
- Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.
- Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.
- Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
- Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?
Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»
(Проводится под одноименную песенку).
- Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела. (Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).
Пальчиковая гимнастика «Помощник»
Посуду моет наш Антошка. (Потирать ладони друг от друга)
Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)
Игра с прищепками «Вилка»
- Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»
- Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»
Мы посуду чисто мыли Посушить не позабыли: Чашки, блюдца в ряд стоят И на солнышке блестят.
- Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.
Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»
Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».
Рисование пальчиками «Кастрюля»
- Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.
Чтение стихотворения «Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила, Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице. Масло должно быть в масленке. Хлебушек должен быть в хлебнице. А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Лепка барельефная «Укрась чашки»
Чашки новая для Мити. Чтобы чаю мог попить он, Молока и лимонада. Нам украсить чашки надо.
Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.
Конструирование «Ждем гостей»
- К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья. Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой. А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.
Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов
- Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.
Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»
- Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте, По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»
Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).
- На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.
Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»
- Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.
Упражнение «Готовим обед»
- Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.
Дидактическое упражнение «Складываем салфетки»
- Давайте красиво сложим салфетки в стаканчик.