Ритмические игры: и полезно, и весело! В копилку учителю музыки. Игры и игровые приемы на уроках ритмики Ритмические игровые упражнения для детей

Разделы: Работа с дошкольниками

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую и другую музыку. Умение научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку (ритмика) помогает непосредственно физкультурной работе, например, на занятиях ритмической гимнастикой.

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать педагог. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.

Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, игр, ритмических разминок и музыкально-ритмических композиций, которые, хочется надеяться, помогут в работе и преподавателям по музыкальному воспитанию и преподавателям физкультуры и ритмической гимнастики в детских образовательных учреждениях.

Пусть жизнь наших малышей окружает красота и здоровье.

Упражнение – игра “Ножки – ладошки”

(для самых маленьких)

Примечание: Если дети совсем маленькие, то слова “правой, левой” можно заменить на “одной, другой”.

“Рыжая лошадка”

(Музыкально-ритмическая игра для маленьких. Можно выполнять под музыку песни “Во саду ли, в огороде”).

Физкультура для малышей

“Упражнения с листочками”

Примечание: Педагог произносит слова, он же раздает листья по одному в каждую руку. Или, если дети большие, выбирает для раздачи листиков 1-2 ребенка при помощи считалки:

Осень к нам опять идет
Листья детям раздает:
Штуку в каждую ладошку,
Положи их на дорожку
С листиками поиграй,
Потом осени отдай.

“Дождик”

(Ритмическая композиция для детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений. Предназначена для развития чувства ритма, сообразительности, координации движений).

Примечание: текст произносится педагогом отчетливо, не спеша, чтобы дети успели сообразить и скоординировать свои движения.

Зимние игры-забавы

“Снеговик”

Примечание:

1 вариант – для малышей

2 вариант – для старшей и подготовительной группы

“Игра с Дедом Морозом”

(Для старших и подготовительных групп)

Примечание: Можно использовать на улице в зимний период. Для игры в зале

Можно использовать мячики малого размера или бутафорские снежки.

Картотека ритмических игр для детей младшего школьного возраста.

Данные песенки - игры развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Зайки

ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

Чижик

ЦЕЛЬ: Развитие навыков общения, умение подражать движениям,

чувство ритма.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В стороне стоит "чижик" (один из малышей).

Дети вместе со взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

(Дети поднимают сцепленные руки - "окошки".)

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

("Чижик" прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые "чижик" "клюет", а дети постукивают пальчиками по полу.)

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

("Чижик" пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

("Чижик" "вылетает" из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручками.)

Пчелки

ЦЕЛЬ: Разаитие ловкости.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:

Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.


Бабочки

ЦЕЛЬ: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

ХОД ИГРЫ: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":

Ласточка - "Тивит, тивит" -

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

Карусель

ХОД ИГРЫ: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.


Мишка-медведь

ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

Воробушки

ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, ловкости.

ХОД ИГРЫ: "Воробушки"-дети сидят в одном из углов комнаты и "спят". Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

Так весело поют.

("Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают".)

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

" Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик" -

И крылышки согреть.

("Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают".)

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

И крошечки искать.

("Летят" на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

Все в гнездышко скорей!

(Появляется "кошка" (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в "гнезде". "Кошка" за ними гонится.)

Наседка и цыплята

ЦЕЛЬ: Развитие внимания ловкости, быстроты.

МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.

ХОД ИГРЫ: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой. Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".


Василенко Ольга Михайловна,

Учитель-ритмики,

МАОУ «Гимназия №8», г Ангарск

Музыкально-ритмические игры для школьников

Данные музыкально-ритмические игры будут полезны учителям ритмики, музыки, хореографам, работающим с детским коллективом начального образования.

Эмиль Жак-Далькроз (основоположник ритмики) доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, что они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

Музыкальную грамоту нужно объяснять доступно, так чтобы и одарённым детям было интересно и тем, кто не занимается музыкой понятно. Музыкальный размер дети познают, прыгая через канат, который двигается согласно заданному музыкальному размеру. Длительность пауз я предлагаю усвоить через музыкальную игру «морозко», после чего, применить и закрепить полученные знания в танцевальном этюде. Такую тему как: «Вступительные и заключительные аккорды» мы изучаем в играх: «вокзал», и «снежки». Очень доходчиво воспринимается «музыкальная фраза» через такие игры как: «передай мяч» или «магазин игрушек», облегчённый вариант этих игр помогает усвоить сильные и слабые доли такта. Очень любят дети играть в музыкальную игру «пауки-бабочки», «паровоз», а учитель, тем временем, объясняет динамические оттенки в музыке и музыкальный темп.

Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА

Цель: через игру, дать почувствовать обучающимся «музыкальную фразу», её начало и конец.

«Мяч» 1класс

Дети стоят по кругу, один по середине с мячом.

На «раз» - мяч бросает любому из детей

На «два»- мяч возвращается ведущему

На «три»- мяч бросает по часовой стрелки следующему

На «четыре»- ребёнок передаёт мяч своему соседу слева

На «пять»- ребёнок с мячом вытягивает руки с мячом (дразнит того кто в центре)

На «шесть»- прижимает мяч к себе

На «семь, восемь»- они меняются местами. Конец фразы.

Игра продолжается сначала. Если в центр выходят одни и те же дети, нужно добавить одного человека, тогда в центре побывают все. Игру можно усложнять, включая два, три мяча. Главное познакомить детей с синхронностью.

«Магазин игрушек» 1-2класс.

Детям предлагается придумать любые фигуры (игрушки, животные). Позы должны быть устойчивые, не лежачие, так-как на начало фразы (на «раз») нужно сделать первый шаг. Педагог назначает «покупателя» (если в классе много детей, то несколько). Задача для «покупателя»: по «магазину игрушек» можно сделать только шесть шагов, на счёт «семь»- задевает выбранную им фигуру, на счёт «восемь»- встаёт рядом с выбранной фигурой, точно повторяя её. Ребёнок которого задели (купили) становится «покупателем» и на счёт «раз» начинает свои шаги по «магазину игрушек».

Музыкальный темп может быть умеренный, для шагов, либо быстрый для подскоков. Учитель может усложнить задачу, предложив двигаться по разному (пингвины, лисички, медведи, старички и.т.д)

«Дирижёр» 3класс

Для начала игры нужно разучить ритмический рисунок на четыре четверти.

«раз два три пауза» -четыре раза. - Хлопки или по три прыжка на месте.

«раз два три четыре» - четыре шага вперёд

«раз»-«два»- (половинные) - два длинных хлопка

«раз два три четыре» - четыре шага назад

«раз» - (целая) - один длинный хлопок.

После того как дети запомнят ритм, делим их на четыре команды. В роли дирижёра выступает педагог, затем любой желающий. Суть упражнения в том, чтобы команды внимательно следили за руками дирижёра и выполняли разученный ритм только та команда, на которую, показывает ведущий. Вариантов у «дирижёра» очень много, можно каждую фразу менять исполнителей, либо по несколько фраз на команду.

Тема: Импровизация на заданную тему.

Цель: сочинить отрывок «польки», и станцевать его в уже готовом танцевальном этюде.

«Тройки» 3 класс

Дети строятся тройками по кругу. Педагог объясняет, как нужно двигаться по кругу сохраняя «тройки» (те, кто по внутреннему кругу- шаг короче, по внешнему - длиннее). Хорошо для этого упражнения полька умеренного темпа.

Вступление: руки на поясе, ноги 6 позиции.

(1-2 восьмёрки) Выполняем шесть подскоков по кругу и три притопа на месте- 2 раза. На конец 2 «восьмёрки», крайние из тройки поворачиваются лицом к своему центральному.

(3-4 восьмёрки) крайние дети выполняют шесть хлопков и три притопа – 2 раза, а центральный ребёнок выполняет любые движения «польки» согласно музыкальной фразе и темпу. На конец 4 «восьмёрки», центральный меняется по своему желанию либо с тем, кто справа, либо с тем, кто слева от него. После того как смена произошла центральным становится другой ребёнок и игра повторяется.

«Повтори за мной»

Делим детей на две равные команды. Выстраиваем в линии по краям зала.

Вступление – дети стоят руки на поясе, ноги по 6 позиции.

1 «восьмёрка» - с двух сторон выходят первые дети на середину зала (подскоки, шаг польки)

2 «восьмёрка» – тот, кто справа показывает движения на одну музыкальную фразу

3 «восьмёрка» – тот, кто слева повторяет эти же движения

4 «восьмёрка» – они поворачиваются к своим командам, которые должны повторить эти же движения по взмаху их руки.

Дальше упражнение повторяется, на 1 «восьмёрку» на центр выходят те, кто стояли вторыми, а первые уходят к своей команде и встают последними. Когда вся правая колонна побывала на месте того, кто придумывает движения, пришла очередь сочинять движения тем, кто слева. Можно разделить на девочек и мальчиков и придать упражнению соревновательный момент, учитывать качество выполняемых движений и на синхронность выполнения.

Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. 4 класс.

Цель: Дать обучающимся понятия о музыкальных размерах, и прочувствовать их различие.

На подготовительном этапе, педагог предлагает продирижировать, а затем прохлопать две четверти, три четверти, четыре четверти. Обсуждаем их схожесть и различие. В ходе обсуждение выясняем, что начало «раз», всегда сильная доля, а затем дольки соответственно прибавляются. Предлагаем самостоятельно придумать свой ритмический рисунок. Если ритмический рисунок придуман правильно, класс повторяет его несколько раз.

После этого переходим к практической части. С использованием двух скакалок. Скакалки натянуты на полу параллельно друг другу, на расстоянии плеч. Всегда на первую долю(раз), скакалки будут соединяться, а остальные дольки оставаться открытыми. Таким образом, обучающиеся должен рассчитать прыжки, чтобы не наступить на скакалки.

Пример «две четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.

«раз»- прыжок ноги врозь, «два»- прыжок на одну ногу, либо две вместе.

Пример «три четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.

«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую.

Пример «четыре четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.

«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую, «четыре» прыжок ноги вместе, можно добавить пол оборота или полный оборот внутри скакалок.

На заданный ритм, можно придумать очень много комбинаций, даже с включение элементом гимнастики.

Музыкальные и ритмические игры для дошкольников

Автор: Пантюх Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №214», г. Краснодар
Описание материала: Данная статья будет полезна для воспитателей, музыкальных руководителей. В статье приведены практические рекомендации по разучиванию и проведению музыкально-ритмических игр.

Всем известно, что игра для ребенка дошкольного возраста самый эффективный способ развития психических процессов. Игра социализирует ребенка, знакомит с окружающей действительностью, помогает приобретать знания, формирует умения и навыки. Вот почему у каждой игры всегда есть определенная цель.
Целью музыкальных игр, как правило, является развитие интеллектуальных способностей, чувства ритма и такта, а так же памяти, голоса, музыкального слуха и самой созидательной деятельности ребёнка. Использование музыкальных игр способствуют качественному запоминанию материала, раскрепощению детей, помогает избавить от комплексов.
Кроме музыкальных игр очень эффективным может быть использование ритмических игр. Эти игры связаны с моторной сферой детей и благотворно влияют на мышечную реактивность человека. Вот почему просто необходимо учить ребёнка чувствовать ритм. Центральная нервная система способна развиваться как и мускулатура. Владение чувством ритма повышает рациональную организованность движений, их работоспособность, развивает дыхание.
Музыкальные и ритмические игры помогают педагогу оптимизировать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей и эффективным в плане усвоения учебного материала.
Развитие ритмичных движений через музыкальные игры обязательно должна проходить в совокупности с работой инструктора по физическому воспитанию. Только таким образом можно достичь подлинной выразительности движений детей, научить их непринужденно отображать в движениях характер и особенности музыки.
Навыки, сформированные на занятиях по физкультуре (хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжки, умение ориентироваться в пространстве) очень эффективно закреплять и совершенствовать через музыкальные игры.
Основной задачей музыкальных игр является формирование у детей восприятия музыкальных образов и развитие способности выражать их в движениях в соответствии с музыкой.
Музыкальный образ складывается с помощью разнообразных средств выразительности (мелодическая линия, ладовая окрашенность, временные соотношения, гармонии, нюансы), которые необходимы для выражения эмоционального содержания произведения.

Разучивая игру, раскройте все содержание игры детям (начало, конец, суть игры, правила);
Покажите детям все необходимые движения;
Закрепите эти движения с детьми, у которых не сразу получилось отдельно;
Следите за эмоциональностью своего тона в ходе разучивания и выполнения движений или упражнений;
Используйте различные игрушки и атрибуты;
Повторяйте игры несколько раз.

Список литературы

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.
3. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990

Картотека музыкально - ритмических игр для старших дошкольников

  1. «ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

  1. «НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина

Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Ход игры:

Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки

Барабанов не жалей!

Раз, два, три!

Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и

в обратном порядке.

Начинаем перепляс! «Пружинка»

Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки

Собирайтесь, плясуны,

Бегемоты и слоны,

Зебры, ежики, еноты - «Пружинка»

Все, кому плясать охота,

Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.

  1. «МЫ ТАНЦУЕМ БУГИ- ВУГИ»

Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры :

И.п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, и немножко потрясем.

Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)

Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)

И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)

  1. «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Цель: развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры:

Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей мелодии и продемонстрировать танец.

Ребята должны учитывать ритм и темп танца.

5.«ЛОВИШКА» муз. Й. Гайдна

Цель : Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.

Ход игры: Выбирается «ловишка». Он становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.

Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке

Такт 5-8-Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают, ловишка догоняет.

Методические указания : Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке» легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.

6.«ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ» муз. Ю. Рожавской

Цель : Выразительно передавать движениями характер музыки: легко, ритмично бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.

Такт 1-8 - дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.

Такт 9-12 - звенят колокольчиками.

Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.

Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался без колокольчика становится ведущим.

Методические указания : Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру с Дедом Морозом.

7.«ЗАЙЦЫ И ЛИСА» муз. М. Красева

Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.

Ход игры: дети - «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Такт 1-2 - зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 - повтор движений.

Такт 11-12 - поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 - повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 - два раза гладят правое ухо.

Такт 18 - два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 - вертят «хвостиками».

Такт 21-22 - прыгают.

Такт 23-24 - кружатся.

Такт 25-31 - зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 - лиса вскакивает и догоняет зайцев.

8.«КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением

Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:

Еле-еле, еле-еле медленная ходьба

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, ходьба с ускорением

Все бегом, бегом, бегом

Побежали, побежали бег на носках под ритм слов

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите, движения замедляются и

Карусель остановите, дети останавливаются,

Раз-два, поворачиваются лицом к центру,

Раз-два, отпускают ленту

Вот и кончилась игра.

9.«КОЗЕЛ» муз. «Полька» И.Сац

Цель: учить распределению внимания со сменой заданий играющих, учить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

  1. 10 . «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ» муз. М.Гоголевой

Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

Ход игры: для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика.

Такт 1-4 - Ребенок кладет кубик на кубик под музыку справа налево правой рукой и произносит слова:

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 - перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

11.«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ» р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я».

Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню

Музыка А:

1-я фраза - стучат ложками справа четвертными нотами.

2-я фраза - стучат ложками слева четвертными нотами.

Музыка Б:

Музыка А:

1-я фраза - стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

Музыка Б:

1-я фраза - движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза - хлопки (две восьмые - справа, две восьмые - слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

Музыка А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

Музыка Б:

1-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

  1. «ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.

Ход игры: Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

1.Веселый колокольчик -

Динь - динь - динь.

Смеется и хоохчет -

Динь - динь - динь.

  1. Он пел зимой чуть слышно -

Динь - динь - динь.

Но снова солнце вышло -

Динь - динь - динь.

  1. И звонкие капели -

Динь - динь - динь.

В ответ ему запели -

Динь - динь - динь.

  1. «ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.

Ход игры:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними - поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

  1. «ВЕСЕЛЫЕ СТРОИТЕЛИ» муз. Г. Вихаревой

Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов.

Ход игры: дети стоят по кругу или врассыпную лицом к воспитателю.

Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.

Заработала пила - «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы

И пошли у нас дела

Пилим, пилим и поем

И ничуть не устаем.

На проигрыши - кружатся «топотушкой»

Колем, колем топором - «колют дрова», держа воображаемый топор

Мелкие дровишки

Будут строить птичкам дом

Наши ребятишки.

Молоточки, тук, да тук - стучат кулачком по кулачку

Гвозди забиваем

Мы для птичек строим дом

Птичкам помогаем.

Птички, вам уже пора - машут руками наверху, зовут птичек

Справить новоселье

Прилетайте к нам сюда

Будет вам веселье

Проигрыш - бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек

  1. «ТАНЕЦ ПРИРОДЫ»

Цель: координация движений, воображения, чувство танцевального пространства.

Ход игры: Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему (примеру - танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Дети сидят, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди показывает свой танец.

16.ТАНЕЦ БЕЗ МУЗЫКИ

Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной пластики.

Ход игры: Все становятся по кругу, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга атмосферу танца. Например - дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу - почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

  1. «ЛОВУШКА» р. н. м. «Я на горку шла»

Цель : учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены, остальные дети за кругом.

На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху.

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики». По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей.

  1. 18 . «КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры : Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол - хлопок над головой на «раз», на «два» - пауза. Маленькие колокольчики- руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.

Варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого уха.

  1. «РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»

Цель:

Ход игры:

Дети стоят парами друг против друга.

Такты 1 - 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».

Такты 3 - 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.

Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).

  1. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Цель: Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить.

Ход игры:

Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - и называет любое прилагательное - смешная, большая и т.д. фигура на месте замри!

  1. «ХОДИМ КРУГОМ»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

  1. «АИСТ И ЛЯГУШАТА» б. н. п «Янка»

Цель: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата - лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении

Скок-поскок, скок-поскок.

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото - лягушата выполняют «пружинки», аист ходит вокруг

Погулять, погулять.

Прячьтесь живо, лягушата, - лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать!, - аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся

  1. «ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»

Цель: Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.

Ход игры:

Дети садятся в круг, на одном ребенке - шляпа. Когда начинает звучать музыка, ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди снимая с головы соседа н надевая ее на себя.

24.«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»

Цель : закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры: дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

25.«ПРИГЛАШЕНИЕ» муз. Ф. Шуберта «Экосез»

Цель : закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение : 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

Задание 2. Разработать план-график занятий ритмической гимнастикой на три месяца для детей любой возрастной категории.

Музыкально-ритмическая деятельность является одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой танцевального искусства и спецификой детского возраста.

Музыка и хореография являются важным фактором эстетического воздействия на детей. Связь между музыкой и жестом, музыкой и движением свойственна и органична для природы ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность - это не только приятное времяпрепровождение для ребенка, но и огромный процесс, в котором ребенок эмоционально развивается.

Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека пережить целую гамму чувств и эмоций. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак - Далькроз, который и создал систему музыкально-ритмического воспитания, утверждал, что посредством общения с музыкой и танцем дети познают мир и себя, а занятие танцами помогают раскрывать себя эмоционально в музыкальной игре, в творчестве, в самостоятельной деятельности, воспитывать внимание, волю, коммуникабельность. Движения под музыку создают позитивное настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега и прыжков.

Дети, занимающиеся танцами, выделяются не только осанкой, но и аккуратностью и опрятностью, элегантностью и хорошими манерами.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести, опоздать, не выучить, не выполнить, не доработать потому, что от тебя находятся в зависимости другие.

Таким образом, если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух, если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, любит музыку, самое главное - имеет желание, то занятия хореографией ему просто необходимы.

План-график занятий ритмической гимнастикой а старшей группе

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Цель занятий: тренировка и развитие опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма.
  2. Задачи:
  3. Учить детей в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с

музыкой, развитие чувства ритма, координации движений.

  1. Учить перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
  2. Совершенствовать умение выполнять образные движения.
  3. Развивать зрительную память, наблюдательность, мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию.
  4. Формировать умение понимать настроение и характер музыки, повышать эмоциональный настрой детей.
  5. Воспитывать силу воли, самостоятельность.
  1. Что приобретается в результате занятий:
  2. Повышается физическая выносливость, развитие опорно- двигательного аппарата.
  3. Улучшается осанка, гибкость суставов, выносливость, пластичность, координация движений.
  4. Совершенствуется чувство ритма, зрительная память, музыкальность, согласование движений с музыкой.
  5. Развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
  6. Формируются навыки эмоционального и самостоятельного выражений движений под музыку.
  1. План занятий по ритмической гимнастике

Занятие по ритмике включает в себя следующие разделы:

  1. Разминка (разогрев)

Разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.

  1. Основная часть (упражнения в исходном положении стоя).

Последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.

В начале основной части следуют упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи - наклоны и повороты головы, упражнения плечами вместе и поочередно, поднимание рук вверх, в стороны,. Следующая серия упражнений - нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.

  1. Бег и прыжки

Заканчивается основная часть танцевально-беговыми упражнениями. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.

  1. Партер . Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа. -(комплексная проработка всех групп мышц)

Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.

  1. Заключительная.

Восстановление, упражнения на расслабление.

Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Цель которых - обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.

Разделы

Музыкальное сопровождение

Разминка

1. Ходьба на месте

2. «Мышки»

3.«Великаны и гномы»

4. Бег по кругу

5. Бег змейкой

6.Найди свое место.

Марш Ф. Надиенко

Марш Ф. Надиенко- 2 часть

Д. Львов- Компанеец

Чешская полька

Основная часть

1. Упражнения головой

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на талии.

Движение головой: повороты направо, налево, наклоны направо, налево, вверх, вниз. (в дальнейшем движения головой «по квадрату»)

2. Упражнения плечами - вверх, вниз. Одно плечо «убежало», другое «догнало». В дальнейшем добавляются круговые движения плечами «надеть и снять кофточку»

3. Упражнения для корпуса и рук

1 - наклон вперед, в бок, руки в стороны.

и.п. (голову вниз не опускать).

2- Руки- «веревочки» (свободно болтаются) руки в стороны -«палочки»- напрячь мышцы.

В дальнейшем добавляются различные движения: «часики»,

4. «Хвостики», движения бедрами направо, налево

5. «Releve » - подъем на полупальцы.

На «раз- два» - подняться на носочки, на «Три- четыре» опуститься

6. « Demi plie » - маленькие приседания.

На «раз- два» полуприседание по 6 и 1 позициям, «три- четыре» - выпрямится, колени втянуть.

6. «Шаг из-за столба»

И.п. - ноги вместе, руки внизу.

1 -шаг в сторону,(выглянуть из- за столба), руки на колени.

2. - и.п. стоять прямо.

7. «Повторюшки» - повторение движений за педагогом на развитие внимания, быстроты реакции.

Полька «Анна» И. Штрауса в обработке.

Латвийская народная мелодия

Вальс П. Чайковского

«Детская полька»- А. Жилинского

«Полька» Ю. Чичкова

«Мельница» Т. Ломовой

«Летка- енька» - Р. Лехтинен

Любая ритмичная музыка без слов

Бег и прыжки

1. Прыжки ноги врозь, ноги вместе.

2.Бег на месте, пружинящий шаг

3.Дыхательное упражнение «Ветерок»

«Ой, лопнул обруч»

«Шаг и бег» - Е. Теличеевой

«Осенний ветерок» Гречанинова

1. «Иголочка- утюжок»

И. п.- сидя на полу. Ноги прямые вместе, носочки вытянуты - «иголочки».

На «раз»- сократить стопу - «утюжок», два-три-четыре- пауза. На «раз»- вытянуть носочки - «иголочки», два-три-четыре- пауза.

2. «Стеклянные ножки»

И.п.- лежа, руки за головой.

На «раз-два- три- четыре» медленно поднять ножки, на следующий счет- опустить, стараясь не «разбить» ножки.

3. «Лягушка»

И.п.- сидя на полу, стараться коленками достать до пола.

Прыгаем как лягушки, отталкиваясь обеими ногами.

4. «Мячик»

И. п.- сидя обняв руками коленки. Наклон назад и вернуться в и.п. Руки не расцеплять

«Полянка» р.н.м

«Вальс»- Л. Делиб

«Добрый жук» - А. Спадавеккиа

«Из под дуба» р.н.м

Заключительная часть (релаксация)

Упражнение «Осенние листочки»

«Вальс»- А. Грибоедова