Развивающие игры никитиных. Квадраты Никитина материал по математике (подготовительная группа) на тему Как собрать квадрат из 4 частей

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Как сделать игру Сложи квадрат

Приготовьте двадцать четыре разноцветных квадрата из бумаги размером восемь на восемь сантиметров. Наклейте их на плотный картон толщиною один-два миллиметра и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рисунке.

Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец - квадрат номер один. Квадраты, изображенные на рисунке, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать двадцать три разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в двадцать три цвета, да и обрабатывать в домашних условиях пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей двух-четырех лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте, под тем же номером, что и сам квадрат.

Таким образом, у вас получится восемьдесят пять кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить двадцать четыре квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть в игру Сложи квадрат

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на двадцать три кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец - квадрат номер один, чтобы получилось двадцать четыре целых квадрата. Это значит разрешить двадцать три задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые три квадрата разрезаны только на две части, затем восемь квадратов складываются уже из трех частей, затем из четырех и, наконец, даже из пяти. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Дети же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более и более сложных.

Последовательность игры может быть следующая:

1. Сначала ребенок рассматривает образец - неразрезанный квадрат - квадрат номер один и складывает квадрат номер два, состоящий из двух частей. Если ребенок различает цвета, то можно сразу перейти к квадратам номер три и номер четыре. Ребенок самостоятельно достает из конверта кусочки квадрата, подбирает их по оттенкам цвета и складывает квадрат.

2. Постепенно увеличивайте число заданий, прибавляя каждый раз по одному-двум новым заданиям.

3. Предварительно смешайте части разрезанных квадратов (номер два, три и четыре), сложите все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты.

4. Смешайте части, например, первых пятнадцати квадратов (или первых пяти, или первых десяти) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры.

5. Детям примерно с четырех лет и старше можно давать уже самый сложный вариант задания - разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все двадцать три квадрата, части которых перепутаны. Порядок складывания квадратов можно менять: один раз начинать с номеров два, три, четыре и т.д., а другой раз с номеров двадцать четыре, двадцать три, двадцать два и т.д.

6. Когда ребенок научится складывать самые сложные квадраты, можно дать задание "на время". А если есть несколько комплектов игры, то можно устроить настоящие соревнования.

7. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а их можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т.п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и родителей, да и самих малышей, которые с удовольствием примут участие в такой работе.

Елена Кривунченко

Продолжая работу с книгой Б. П Никитина "Интеллектуальные игры ", я решила сделать ещё одну игру "Сложи квадрат ". Получая части квадрата и задания "Сложи квадрат ", ребенок выполняет несколько видов работ,неодинаковых по содержанию и по степени сложности . Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы,можно сложить квадрат . Они напоминают,что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом происходит тренировка развития цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого,их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Как играть :

Перемешать все части квадратов и дать задание ребенку рассортировать по цветам все кусочки. Тут ребенок научится различать не только цвета но и их оттенки. Во-вторых,сложить из каждой кучки кусков один квадрат . Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности , ведь первые три квадрата разрезаны только на две части, затем восемь квадратов складываются уже из 3-х частей, затем из 4-х, и, наконец, даже из 5.

2.

КВАДРАТЫ НИКИТИНА

«Сложи квадрат» - знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.

Принцип игры напоминает сложение пазла - из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.

Игра многоуровневая, уровень сложности зависит от количества составных частей. Самые простые задания (2-3 части) можно предлагать ребенку уже с 2 лет.

Игра вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд - малыши могут решать эти задачки несколько лет. Она обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.

Варианты основных задач:
1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. - перемешивайте детали.
4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».

Дополнительные задачи:
1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей - предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
5. Потренируйте память - постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.

Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам

цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Как сделать игру

Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80 мм.

Наклейте их на плотный картон толщиною 1 -2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как на рисунке.

Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной

сторон ы номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец - квадрат N 1 (СК-1).

Квадраты, изображенные на рисунке, служат ключом к

решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2 - 4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте, под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите

настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение.

Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как не разрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из

3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более и более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда я взял для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: "Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые, красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти

квадратики в такие серые пакеты и легла спать... Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики..." Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал "сказку" и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.

"Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Ляли! Давай положим квадратик около куклы!" И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле.

Но во втором пакете лежит не квадрат, а два цветных прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже "удивлен".

Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?

Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой, они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: "Вот, хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!" - и та осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается слишком впереди,то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот наконец он сдвинут на место, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: "Хорошо положила!", а Ваня даже хлопает в ладошки и радостно добавляет: "Уля, Уля" ("Ура!")

Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается - половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаясь там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 20 -30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на Любину скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, очень тщательно прикладывал их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.

Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! - переводил я внимание Вани с неудачи на кусочках из десятого пакета на то, что у него получилось.

Сумеешь ты пробежать пальчиками по такой дорожке! Вот так! - ставлю я указательный и средний палец на дорожку и осторожно "переступаю" по ней. Ваня копирует мои движения, и после "прогулки" мы снова возвращаемся к СК-10.

А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня даже девятый квадрат. Молодец, Ваня!

Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней уже укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок "по порядку", т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание - "разложить пакеты по номерам"). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал их в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: "Сюда зеленые кусочки положи!"

Так Люба помогла уложить нам остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки. Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков "паркетный пол", у Любы получились уже три квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.

Так малыши разрешают эти "задачки" постепенно: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру "забыли" на неделю или даже больше. А когда игра порядочно забылась для малыша, то,

возвратившись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им разрешенными "задачами", но и шагнуть значительно дальше.

В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача старших -- исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно

должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Последовательность игры может быть следующая:

1. Сначала ребенок рассматривает образец СК-1 и складывает квадрат СК-2. Если малыш различает цвета, то можно сразу перейти к квадратам СК-3 и СК-4. Ребенок самостоятельно достает из конверта кусочки квадрата, подбирает их по цвету (тону) и складывает квадрат.

2. Постепенно увеличивайте число заданий, прибавляя каждый раз по 1 - 2 новых.

3. Предварительно смешайте части разрезанных квадратов (2, 3, 4), сложите все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты.

4. Смешайте части квадратов вплоть до 15 (1 -- 5, 1 -- 10 или даже 1 - 15) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры.

5. Детям примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант задания -- разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, части которых перепутаны. Порядок складывания квадратов можно менять: один раз начинать с N 1, 2, 3, 4..., а другой -- с N 24, 23, 22 и т.д.

6. Когда ребенок научится складывать самые сложные квадраты, можно дать задание "на время". А если есть несколько комплектов игры, то можно устроить настоящие соревнования.

7. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а их можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и родителей, да и самих малышей, которые с удовольствием примут участие в такой работе

Москва, "Педагогика" , 1981 год

Захотели перекусить? Попробуйте очень вкусные и недорогие суши Подольск . Воспользуйтесь быстрой и бесплатной доставкой суши в Подольске.

Многие родители ломают голову, не зная, что подарить своему малышу на день рождения или Новый год. Ведь в арсенале уже имеется целый автопарк или кукольный дом и ребенка заинтересовать такой игрушкой можно ненадолго. Другое дело - различные развивающие пособия, такие как квадраты Никитина, которые ребенок с удовольствием будет собирать вновь и вновь, а когда подрастет, то можно будет переходить на новый, более сложный уровень.

Если нет возможности приобрести готовую игру, то квадраты Никитина вполне можно сделать своими руками из цветного картона, пластика или окрашенной фанеры. На это не уйдет много времени, а потребуется всего лишь расчертить одинаковые квадраты и разрезать их по готовому шаблону, который можно посмотреть в интернете.

Квадраты Никитина 1 уровень

Игра состоит из трех уровней и первый самый простой. В нем есть две рамочки-планшета, в которые вставляются детали шести квадратов. На этом этапе они состоят из двух или трех частей. Малыши уже с полутора лет могут собирать такие простые головоломки и одновременно изучать цвета.

Перед тем как предложить малышу игру «Сложи квадрат» Никитина нужно предложить ему разделить все детальки по , ведь кубик состоит только из одноцветных составляющих.


Квадраты Никитина 2 уровень

В этом комплекте, всё так же, состоящем из двух планшетов, разделенных на шесть квадратов, уже более сложное задание. Квадратики тут разделены уже на 4, 5 и 6 сегментов, что намного усложняет работу малышу и позволяет активизировать его умственные способности, развивая их.

Логическое и аналитическое мышление активно участвует в процессе игры, ведь недаром эти игры называются дидактическими – то есть развивающими. Если ребенку захотелось выйти за рамки простых квадратов, не мешайте ему, ведь пространственное мышление – это замечательно. Малыш может строить различные фигурки, которые придут ему на ум при помощи цветных кусочков.


Квадраты Никитина 3 уровень

Самый сложный уровень подразумевает деление квадратов на крупные и мелкие части – от 4 до 7. Это довольно непростая работа даже для взрослого и от ребенка она требует большой концентрации и работы как зрительных, так и умственных анализаторов.